ПРАГМАТИЗМ И ОБЩЕСТВО: В ЧЕМ РАВЕНСТВО ПОНЯТИЙ?
«…Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении.
И это единственно успешная модель в современном мире. Когда же нация и индивид не ориентированы на конкретные практические достижения, тогда и появляются несбыточные, популистские идеологии, ведущие к катастрофе».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Глава государства подчеркивает, что «век радикальных идеологий прошел». Страны, где этого не поняли, где вступили на скользкий путь непродуманных радикальных перемен, обрекали себя на колоссальные потрясения, на страдания миллионов людей, на затяжные общественно-политические катаклизмы. Как следствие, там не только не смогли решить задач модернизации, но были отброшены назад в историческом развитии.
Напротив, те принципы модернизации, которым следуем мы в Казахстане, опираются на прагматизм, на последовательное движение к поставленным целям. Казахстанская модель модернизации является успешной именно потому, что она основана на философии прагматизма, на сбалансированном и поэтапном движении вперед. Уже в середине 1990-х годов Нурсултан Назарбаев сформулировал базовые задачи модернизации – технологическое обновление страны и социо-культурная трансформация общества. При этом с самого начала мы исходили из того, что ориентация на обновление не означает противопоставление традициям. Новое для нас – это не отрицание старого, а его дополнение и развитие на основе опыта и мудрости наших предков. Модернизация в Казахстане рассматривается как импульс и стимул гармоничного развития общества, причем речь о развитии на основе его исконных ценностей.
Несомненно, что в процессе модернизации некоторые традиции меняются, происходит отказ от архаических, изживших себя привычек и стереотипов. При этом главные исторические ценности народной мудрости, составляющие основу нашего менталитета и национального характера, ложатся в основу развития, помогая нам двигаться вперед. В книге «На пороге XXI века» Нурсултан Назарбаев отмечает, что модернизация Казахстана не должна быть слепым копированием западных моделей – она должна быть привязана к нашим национальным корням. В результате такого подхода Казахстан решает проблемы преобразований и модернизации без противопоставления своим традициям, без конфликта старого и нового, «отцов и детей». Основу такого видения модернизации как раз и составляет философия прагматизма, обеспечивающая жизнеспособный синтез традиций и инноваций.
На основе такого подхода, если вспомнить, Казахстан развивался с самых первых лет своей независимости. Благодаря сделанному выбору мы были избавлены от метаний в поисках новых ценностных основ и ориентиров, избежали раскола общества и внутренних конфликтов. Многонациональное и мультиконфессиональное общество развивалось стабильно, без правых и левых, без митингов и громких радикальных лозунгов. В результате мы сумели успешно построить основы современного государства. Дальнейшая модернизация страны, как отмечает президент Назарбаев, должна строиться на основе открытости общества к современным ценностям и их синтеза с традициями нашего народа. Это вполне реальный путь, если в сознании казахстанцев закрепятся ценности прагматизма.
Стоит отметить, что общие принципы и рецепты нельзя бездумно применять везде – необходимо привязка к местной почве, адаптация к национальным особенностям народа. Так, в процессе модернизации Японии и других дальневосточных стран, которые теперь именуют «южно-азиатскими тиграми», теоретические заимствования из западного опыта (в частности, опыта США) осуществлялись очень осторожно. Японцы анализировали их пригодность в специфических условиях местного общества, с позиции конкретной пользы внедряемых институтов и социальных технологий. Дальневосточные народы никогда не преклонялись перед достижениями ведущих западных стран, в то же время там и не отрицали их опыт развития. Просто брали лучшее и шли своим путём. Сегодня мы можем видеть, как в успешных странах Юго-Восточной Азии рационально сочетают уважительное отношение к своим национальным традициям и открытость к инновациям, стремление приобщиться к позитивным достижениям других стран.
Начиная с конца 1970-х годов прошлого столетия, прагматизм возобладал в политике и общественной жизни Китая. Китайцы сумели пробудить традиции своей расчётливости и деловитости. Победа над господствовавшим десятилетия общественным догматизмом и фанатичной идеологизацией всего и вся была выражена в мудрой формуле Дэн Сяопина: «Неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей». Итог мы наглядно видим сегодня – это не только мощный технологический прорыв Китая, достигшего статуса второй экономики мира, но и рост благосостояния миллионов китайцев, новое качество жизни общества.
Значительное развитие (в том числе и философское, и на уровне национального характера) прагматизм получил в США. Он стал одной из базовых составляющих ментальности американцев. Идеи, связанные с практичностью, построением реальных планов и стремлением к конкретным жизненным результатам, способствовало развитию прагматизма как особого направления в американской философии.
В свою очередь, неразвитость ценностей прагматизма и приверженность к радикализму привела к тому, что многие из бывших советских республик за годы независимости так и не смогли решить задачу модернизации. Из-за преобладания логики радикализма в общественном сознании там либо ориентировались на непродуманные изменения и рискованные эксперименты, либо следовали логике консервации, до последнего пытаясь сохранять старые экономические и общественные отношения. История показала, что ни один из этих вариантов не стал успешным.