«РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ»: РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
«…Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она выступит их сердцевиной».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
В сегодняшнем глобальном мире, когда взаимозависимость стран, народов и государств стала играть исключительно важную роль не только в системе международной безопасности, экономической, социальной и гуманистической сферах, особую роль в развитии человеческой цивилизации в наше время, как это было на протяжении многих последних веков человеческой истории, играет художественная мысль. От ее развития, как не странно, не в меньшей степени зависело в прошлом и зависит сегодня развитие самого человеческого капитала, который является сегодня самым наиважнейшим фактором, на основе которого и благодаря которому протекают наиважнейшие цивилизационные процессы, происходящие в мире.
Она, художественная мысль, как один из видов интеллектуальной деятельности человека, имеющий огромное значение в познании окружающего мира, а также формировании самой человеческой личности, как никакое другое общественное явление, развивает и обогащает языки мирового содружества, которые обслуживают сегодня все глобальные изменения, происходящие в мире. С учетом этой закономерности, как и многие другие нации мира, развивающиеся в рамках своих независимых государств, казахстанское общество, предпринимает все необходимые меры для развития своего языка, и всех видов творческой деятельности, в том числе и художественной мысли, которая играет важную роль не только в формировании индивидуальных качеств человека и общественного сознания, но и модернизации самого языка, как важного инструмента адаптации человека к окружающей среде.
Масштабная государственная Программа, реализуемая в наши дни в казахстанском обществе в рамках статьи Президента Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» уже оказывает и будет оказывать в будущем позитивное воздействие на гуманитарное развитие нашего населения с точки зрения языка, культуры, литературы и религии. В этом смысле важное место в данной программе отводится переводу государственного казахского языка на латинскую графику, введению третьим языком в систему школьного обучения английского языка, переводу 100 лучших образовательных учебников мира с языка оригинала на казахский язык. Названные выше меры, при своем качественном осуществлении помогут нашей стране произвести важные изменения в нашем обществе, которые будут способствовать на прогрессивных началах перестроить систему образования нашей страны, с одной стороны, с другой – создаст почву для взаимовыгодного сотрудничества с развитым миром, говорящим на английском языке, а также со странами, использующими латинский алфавит в своей письменной практике.
В общество, в котором на высоком уровне находится развитие гуманитарных наук, как правило, на хорошем уровне развитии находятся точные науки и технология. Эта зависимость всецело обусловлен тем феноменом самого языка, который является самым универсальным инструментом, дающим возможность человеку обобщать свои наблюдения над окружающим миром, в результате которых он развивается сам. Именно развитию этого человеческого ресурса, как раз, и способствует художественная мысль, которая с давних времен истории человечества создавал образ идеального человека. Главным образом, конструируя образ идеала человека, художественная мысль человека также ставила перед собой задачу формирования образ идеального общества. Но так как человек в природе своей является религиозным существом, который не может жить вне морали и нравственности религиозной, художники, использующие язык как средство самовыражения, особое внимание уделяли качествам человека морального порядка.
И, следуя этой гуманистической традиции, любое государство, должно быть построено на принципах общественной морали. Но современных условиях, когда стандарты западного образа жизни оказывают огромное воздействие на воспитание подрастающего поколения в национальных государствах именно в сторону подрыва моральных устоев общества, художественная интеллигенция должна искать и находить средства и образы, благодаря которым не только отстаивались успешно морально-нравственные ценности, традиция и культуру, но и идеи и подходы для технологического и экономического развития своего общества. Ведь писатель или художник в наше время не должен создавать свои произведения только на одном вдохновении, но в не меньшей мере должен быть осведомлен об открытиях в научной сфере. Только в таком случае, писатель и художник будет оказывать благотворное влияние на развитие своего общества в русле своей исторической традиции с точки зрения национальной, а с точки зрения цивилизационной - будет на уровне готовности реагировать на угрозы глобализации и массовой Западной культуры.