«БУДУЩЕЕ ТВОРИТСЯ В УЧЕБНЫХ АУДИТОРИЯХ»
«…Культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Эпоха высоких информационных технологий, в которую входит сегодня мировое общество, подчас наряду с чувством восхищения вызывает обоснованное беспокойство и тревогу у многих людей в разных странах мира. Иначе и не может быть. Новые информационные технологии привели к усилению расслоения между людьми, к обострению конкуренции на рынке труда.
Здесь особенно бросается в глаза проблема разных возможностей. Одни, живя в развитых и социально благополучных странах, получают все преимущества и удобства, связанные с информационно-технологическим развитием своего общества. Другие, не имея таких возможностей, полны опасений, понимая, что завтрашний день ничего хорошего не сулит им, если они не смогут как можно скорее встроиться в ускоряющийся процесс технологического развития, если отстанут от нынешнего века знаний.
Современные знания, постоянно меняющиеся, которые не всегда равнозначны простой информированности, конечно, во все времена помогали человеку работать, но не определяли его судьбу. Теперь же почему-то они вдруг становятся таким «судьбоносным» фактором. Почему-то они, являясь инструментом производства высокотехнологичных товаров, в то же время сами по себе все больше становятся наиболее ценным товаром. Что же происходит?
Вопрос этот с точки зрения некоторых современных обществ не является неожиданным, ибо именно они как раз во многом и способствовали тому, чтобы неизбежное обновление знаний стало актуальным именно сегодня, в начале XXI века. Тогда как другие, а это подавляющее большинство обществ, оказались не готовы к таким переменам. Для них стали неожиданностью новые свойства знаний как производящей силы. И на фоне стремительного развития технологий стало очевидным, что такие общества должны как-то самоорганизоваться и изменить своё отношение к восприятию происходящего. Это необходимо, чтобы нарастающее отставание не стало губительным для развития этих обществ уже в самом недалеком будущем.
Современное человечество на фоне стремительной смены экономического уклада и бурного развития «экономики знаний» получило наглядное свидетельство того, что самым ценным свойством и товаром являются именно знания. Именно знания двигают вперёд технологии и позволяют быть равным среди равных. Знания имеют большую ценность, чем отары овец или месторождения нефти. Когда ты видишь, что твоя нефть или сельхозпродукция уходит эшелонами, а за это их потребители расплачиваются с тобой, условно говоря, несколькими сотнями килограммов айфонов – то ты понимаешь, что наиболее ценный продукт в современном мире это именно знание. В этой диспропорции нашего экспорта наглядно заметно, насколько человеческий интеллект, употреблённый должным образом, превосходит по своей реальной рыночной цене любые объёмы сырьевых товаров.
Это и есть главный вызов современной «экономики знаний» тем странам и обществам, где привыкли измерять всё через баррель нефти и другие простые, привычные всем индикаторы.
«Знание – не то, что выучено, это то, что принесло пользу», – говорил имам Шафии, великий исламский ученый, живший более 1200 лет назад. Вот чем должны были бы озадачиться наши современные учёные, но пока, как мы видим, об этом думает лишь президент, который поставил задачу перед властью и духовной элитой страны – модернизировать общественное сознание. Причем, поначалу было заметно, что логику этой модернизации поняли далеко не все и не сразу.
Между тем, результатом модернизации сознания должно быть экономическое, техническое и социальное развитие нашего государства. Легко заметить, что центральное место в программе президента занимает сфера образования. В ней должны произойти важные изменения, которые сделают возможным развитие экономики в русле новых тенденций глобальной «экономики знаний». Образовательная система должна выпускать из стен казахстанских учебных заведений высокообразованных людей в достаточном количестве, причём это должны быть не обладатели определённого багажа информации, а люди, умеющие учиться и развиваться, восприимчивые к любым новым веяниям в экономике, высоких технологиях, культуре.
Задача эта, как видно из примера многих развитых стран, не из лёгких. Но она разрешима. Залогом успешности проводимых в Казахстане мер будет их комплексность, и здесь очень важна реальная работа всех общественных институтов. Важно не «заболтать» реформы, а действительно реализовать их.
Президент Казахстана Н.Назарбаев особо выделяет принцип открытости. Именно открытость нашего сознания, готовность воспринимать новые знания позволит обогащаться информацией, опытом и навыками производства, без чего не может быть никакого развития. Опыт показывает, что ни одна из стран, ныне развитых и процветающих, не решала задачи своего экономического развития без использования чужого опыта, чужих технологий, чужого оборудования. И мы здесь – не первооткрыватели.
Говоря о всеобщем культе знаний, на основе которого и должно развиваться наше казахстанское общество, нельзя игнорировать и проблемы отечественной образовательной системы. К сожалению, устаревшие подходы в сфере образования тормозят формирование высокообразованного общества и личности, которые станут движущей силой будущего развития Казахстана. Здесь очень важно не упустить времени. А для этого нам сегодня нужно единое понимание задач модернизации – понимание всем обществом и всеми государственными структурами.