«РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ»: ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ
«Каждый народ извлекает свои уроки из истории. Это его право, и нельзя навязывать другим свою точку зрения. Но также никто не вправе навязывать нам свое субъективное видение истории».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Статья президента стала важным общественно-политическим документом прошлого года. В условиях, когда в странах ближнего и дальнего зарубежья происходят социальные потрясения и общества оказываются втянутыми в состояние гражданской войны, слова Нурсултана Назарбаева о том, что только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание, является очень своевременным и верным. Данный идеологический посыл необходим казахстанскому обществу, чтобы предупредить его от нежелательных действий и сохранить политическую стабильность государства. Революционный путь предполагает, прежде всего, радикальное изменение в развитии социума, открыто разрывающий с наследием предыдущего этапа развития. Тогда как эволюционный путь, несмотря на его «долгоожидание» или, как отмечает современный социальный антрополог из Лейденского университета Хенри Классен, «процесс структурной реорганизации во времени», ведет к формированию социальных форм и структуры, в результате которой происходит социальная эволюция общества.
Другими словами, именно эволюционный путь ведет к развитию и прогрессу общества. Такая идеологическая установка действительно должна стать одним из ориентиров как на личностном, так и на индивидуальном уровнях для каждого гражданина страны. Об этом нужно и следует говорить сегодня.
Потеряв страну, в которой уживались народы с разным уровнем развития культуры, и, обретя долгожданную свободу не только в творческом плане для себя, но и для всего своего народа, национальные писатели в общей массе своей, можно сказать, не выдержали испытание этой же свободой. Такое поведение бывших советских писателей, а затем и новых поколений писателей, заявивших о себе в постсоветскую эпоху, можно было объяснить, сказав, что данная категория творческих работников не нашла дел, достойных для себя в новых политических, экономических и социальных условиях. А если подойти к этой проблеме с другой стороны, можно сказать, что наши писатели не оказались способны генерировать идеи, свойственные своему роду деятельности в условиях свободы.
Оба предположения, высказанные выше, справедливые по существу, лишь частично соответствуют реальной действительности. А она, сегодняшняя действительность, характеризуется наличием в ее структуре элементов идеологии из советского прошлого, еще не потерявших силу воздействия на общественное сознание, и элементов идеологии капиталистической формации, еще не обретших силу влияния на национальное сознание в постсоветских странах. Данное определение в той или иной степени приложимо культурно-духовной ситуации, складывающейся во многих странах, в том числе и в нашем Казахстане.
С развалом Советской империи, как известно, потеряли свою актуальность не только идеологическая система ценностей коммунистической формации, но и деактивировалось историко-культурное поле, которое поддерживало в дееспособном состоянии науку, литературу, искусство и другие области человеческой деятельности. Такое ревностное отношение к развитию творческого начала в человеке было обусловлено фактом того, что Советский Союз, являясь лидером новой социалистической формации, должен был ежедневно доказывать всему миру преимущества своей системы над капиталистической.
И в той бескомпромиссной борьбе, было понимание у обеих сторон, потерпит крушение та система, которая проиграет в культурном, научном, технологическом и социальном развитии. Сегодня, оглядываясь назад, духовная элита и высшее политическое руководства постсоветских государств, понимая, что бывшая их общая страна распалась, не выдержав конкурентной борьбы с ныне развитыми капиталистическими странами, еще более эффективную политику по развитию своих государств именно в сфере образования, стимулирования развития литературы, искусства, науки и техники. Иначе, нельзя исключать вероятность, что участь СССР может настигнуть любого из постсоветских государств.
При благоприятно складывающейся ситуации в экономике, социальной сфере, все слои общества в новых молодых государствах должны были принимать активное участие в формировании национальной идеологии, которая является основным мотивирующим ресурсом граждан страны на труд для общего блага. По большей части созданием национальной идеологии должны были заниматься национальные писатели, которые по долгу своего призвания, и более того, по природе своего дара и таланта, а также по характеру своего рода деятельности, занимаются решением сходной задачи - формированием представление о сущностном единстве национальных традиций и культурно-религиозных ценностей. Но это не происходило и не происходит по сей день. А, между прочим, в ответе на вопрос: «почему это не происходит?» мы, быть может, найдем ключ к решению ко многим проблемам жизни наших обществ.
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Статья президента стала важным общественно-политическим документом прошлого года. В условиях, когда в странах ближнего и дальнего зарубежья происходят социальные потрясения и общества оказываются втянутыми в состояние гражданской войны, слова Нурсултана Назарбаева о том, что только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание, является очень своевременным и верным. Данный идеологический посыл необходим казахстанскому обществу, чтобы предупредить его от нежелательных действий и сохранить политическую стабильность государства. Революционный путь предполагает, прежде всего, радикальное изменение в развитии социума, открыто разрывающий с наследием предыдущего этапа развития. Тогда как эволюционный путь, несмотря на его «долгоожидание» или, как отмечает современный социальный антрополог из Лейденского университета Хенри Классен, «процесс структурной реорганизации во времени», ведет к формированию социальных форм и структуры, в результате которой происходит социальная эволюция общества.
Другими словами, именно эволюционный путь ведет к развитию и прогрессу общества. Такая идеологическая установка действительно должна стать одним из ориентиров как на личностном, так и на индивидуальном уровнях для каждого гражданина страны. Об этом нужно и следует говорить сегодня.
Потеряв страну, в которой уживались народы с разным уровнем развития культуры, и, обретя долгожданную свободу не только в творческом плане для себя, но и для всего своего народа, национальные писатели в общей массе своей, можно сказать, не выдержали испытание этой же свободой. Такое поведение бывших советских писателей, а затем и новых поколений писателей, заявивших о себе в постсоветскую эпоху, можно было объяснить, сказав, что данная категория творческих работников не нашла дел, достойных для себя в новых политических, экономических и социальных условиях. А если подойти к этой проблеме с другой стороны, можно сказать, что наши писатели не оказались способны генерировать идеи, свойственные своему роду деятельности в условиях свободы.
Оба предположения, высказанные выше, справедливые по существу, лишь частично соответствуют реальной действительности. А она, сегодняшняя действительность, характеризуется наличием в ее структуре элементов идеологии из советского прошлого, еще не потерявших силу воздействия на общественное сознание, и элементов идеологии капиталистической формации, еще не обретших силу влияния на национальное сознание в постсоветских странах. Данное определение в той или иной степени приложимо культурно-духовной ситуации, складывающейся во многих странах, в том числе и в нашем Казахстане.
С развалом Советской империи, как известно, потеряли свою актуальность не только идеологическая система ценностей коммунистической формации, но и деактивировалось историко-культурное поле, которое поддерживало в дееспособном состоянии науку, литературу, искусство и другие области человеческой деятельности. Такое ревностное отношение к развитию творческого начала в человеке было обусловлено фактом того, что Советский Союз, являясь лидером новой социалистической формации, должен был ежедневно доказывать всему миру преимущества своей системы над капиталистической.
И в той бескомпромиссной борьбе, было понимание у обеих сторон, потерпит крушение та система, которая проиграет в культурном, научном, технологическом и социальном развитии. Сегодня, оглядываясь назад, духовная элита и высшее политическое руководства постсоветских государств, понимая, что бывшая их общая страна распалась, не выдержав конкурентной борьбы с ныне развитыми капиталистическими странами, еще более эффективную политику по развитию своих государств именно в сфере образования, стимулирования развития литературы, искусства, науки и техники. Иначе, нельзя исключать вероятность, что участь СССР может настигнуть любого из постсоветских государств.
При благоприятно складывающейся ситуации в экономике, социальной сфере, все слои общества в новых молодых государствах должны были принимать активное участие в формировании национальной идеологии, которая является основным мотивирующим ресурсом граждан страны на труд для общего блага. По большей части созданием национальной идеологии должны были заниматься национальные писатели, которые по долгу своего призвания, и более того, по природе своего дара и таланта, а также по характеру своего рода деятельности, занимаются решением сходной задачи - формированием представление о сущностном единстве национальных традиций и культурно-религиозных ценностей. Но это не происходило и не происходит по сей день. А, между прочим, в ответе на вопрос: «почему это не происходит?» мы, быть может, найдем ключ к решению ко многим проблемам жизни наших обществ.