СОХРАНИТЬ ЭТНИЧЕСКУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАШЕГО НАРОДА
«В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
На фоне глобализации, активных интеграционных процессов и взаимного проникновения культур, происходящих в наше время в международных отношениях, для многих обществ большой проблемой стало сохранение этнической идентичности. Происходит это по той причине, что через СМИ и другие информационные каналы в духовную сферу традиционных обществ уже довольно давно начала проникать продукция массовой западной культуры, обращенной по большей части к молодежи и людям с обыденным сознанием.
Эта категория людей, как известно, в традиционных обществах не находит наилучшего приложения своих способностей в реальной жизни. В связи с этим она наиболее предрасположена к бездумному следованию упрощённым схемам. Именно такие люди легко переключаются на «псевдоценности», навязываемые сегодня массовой культурой. И таких людей – очень много.
Происходит это во многом вопреки игровой, дешево-развлекательной сущности массовой культуры в нравственной жизни современных обществ мира и весьма сомнительной практической значимости её в реальной жизни. Поклонников у примитива – миллионы, в результате создаётся впечатление, что примитив и правит миром. Такое нелогичное поведение массового зрителя (слушателя) объясняется также и тем фактом, что средства массовой информации и коммуникаций, тесно связанные с индустрией шоу-бизнеса, в погоне за коммерческим успехом создают ажиотажную атмосферу вокруг всей этой примитивной продукции. Они пытаются представить игру в жизнь, продвигаемую через этот контент, более правдоподобной, чем сама жизнь. В большой степени это касается многих направлений в современном кино или, скажем, пришедшей из США рэп-культуры. Такая игра оказывает решающее воздействие на абсолютное большинство читателей и зрителей, не способных самостоятельно оценить художественные качества предлагаемого им продукта. Да, увы, как это ни странно, но люди, наделенные Богом способностью соотносить явления жизни между собой и выносить своё суждение о полезности их, легко поддаются на эту коммерческую уловку. Они начинают потреблять ультра-примитивную, низкосортную продукцию массовой культуры, испытывая при этом иллюзию, что это вроде как и есть высокое искусство, дающее реальное представление о том, что есть человеческая жизнь и в чем ее смысл.
На самом деле, если следовать этическим и эстетическим установкам идеологов массовой культуры, то получается, что человеческая жизнь обретает подлинную ценность только при условии абсолютно отключенных морали и нравственности. В виде образчика для подражания, нравственного ориентира, «героя нашего времени» западная массовая культура выводит на сцену некоего туповатого человека, ведомого своим мутным сознанием и эгоистическими порывами своих необузданных инстинктов. Как следствие, там, где вроде бы должно было происходить морально-нравственное очищение читателя и зрителя, где, говоря языком Аристотеля, люди от соприкосновения с художественными произведениями должны испытывать катарсис, происходит нечто противоположное. Правят бал герои западной культуры, которые на своём личном примере как бы демонстрируют всем нам, что жизнь вне традиционной человеческой морали, вне этических критериев, выработанных человечеством в течение многих тысячелетий, нисколько не ущербна, а напротив – якобы она в таком качестве наполнена неким новым смыслом и более современным содержанием. Причём «новый смысл» здесь – это не что иное как живописание греха и насилия, а «новое содержание» – это героизация людей, живущих, погрузившись во всё это, в абсолютном достатке, роскоши и наслаждении.
Фактически, как ни парадоксально, идеалом успешности для человека в современном западном обществе стало все то, воздержание и отказ от чего воспринимались всем человечеством, всеми религиями и в том числе их (авторов, представителей западной массовой культуры) предками как признак культуры, а приверженность – как признак бескультурья и низости.
То есть система ценностей перевернулась с ног на голову.
Мы можем констатировать, что в массовой культуре оказались фактически вывернуты наизнанку все человеческие добродетели и ценности. Причём, сделано всё это не из какого-то злого умысла, не во исполнение неких злых козней и чаяний пресловутой «мировой закулисы», а лишь ради многомиллионных доходов шоу- и киноиндустрии. При этом так называемое искусство несет обратный эффект. Насаждение всего грязного и низкого происходит не во имя освобождения и очищения человека от низменных качеств, а напротив – чтобы это стало «стилем жизни» нового поколения. Идет прямая пропаганда, возведение в культ вещей и явлений, являющихся сегодня в глазах традиционного общества грехом и постыдным пороком. Всем тем, от чего следовало бы отказаться как можно скорее и ни в коем случае не выставлять это на людные места для общественного обозрения, как предмет гордости и любования.