СОХРАНИТЬ ТРАДИЦИИ, ПРОТИВОСТОЯТЬ ВОЗДЕЙСТВИЮ ЗАПАДНОЙ ПСЕВДОКУЛЬТУРЫ
«В чем был, на мой взгляд, главный недостаток западных моделей модернизации XX века применительно к реалиям нашего времени? В том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учета их особенностей. Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Казахстанскому обществу, в течение многих десятилетий являвшемуся составной частью коммунистического государства, где как и в современном западном мире были преданы забвению многие религиозные и нравственные ценности, вроде бы не должна так сильно бросаться в глаза враждебность западной массовой культуры по отношению к нашей этнической идентичности и духовным ценностям. Но, к счастью, оказалось, что мы смогли благополучно сохранить унаследованные из нашего прошлого морально-этические ценности народа, благодаря которым мы сегодня в состоянии отличить добро от зла, в какую бы блестящую обертку оно ни было обернуто.
Для того чтобы обрести иммунитет против разрушающего воздействия массовой культуры на подрастающее поколение, государственные структуры и гражданское общество Казахстана должны создать все условия для развития человека и реализации его творческого потенциала. Именно к этому и призывает Глава государства Нурсултан Назарбаев в своей статье, говоря о модернизации общественного сознания. Действительно, только в таком случае героизм и жертвенность истинных «героев нашего времени» будут востребованы ради общества. Тогда в нашем обществе появятся истинные герои, образцы для подражания, те, на кого будут пытаться быть похожими не только молодые люди, но и все общество, вне зависимости от возраста и национальной принадлежности.
Говоря о важности воспитания подрастающего поколения на примерах современников, мы ни в коем случае не должны упускать из виду значимость примера жизни национальных героев из исторического прошлого нашего народа. Благо, что нам есть с кого брать пример. Это Ходжа Ахмед Ясави, великий религиозный деятель, философ и поэт, посвятивший свою жизнь объединению родственных народов и созданию между ними духовного единства, что, как ни странно, остаётся актуальным для нас и сегодня; это жизнь и творчество великого Аль-Фараби, математика, философа, теоретика музыки и автора комментариев к трудам Аристотеля; это Абай Кунанбаев, великий поэт, писатель и основоположник письменной казахской литературы, чьи произведения вошли в число самых значительных произведений всего человечества; это Мухтар Ауэзов, писатель, известный во всем мире, общественный деятель и драматург, сыгравший огромную роль в развитии казахской литературы и культуры в целом.
Говоря о жизненном пути истинных героев Казахстана, мы вряд ли могли бы обойтись в оценке их личных качеств без таких этических понятий как долг, честь, справедливость, ответственность, религиозность. Мы должны признать, что базисные этические ценности, которые формировали личности мирового масштаба в рамках нашего общества в определенные периоды нашего исторического прошлого, сегодня начали терять свою воспитательную силу. И это происходит не потому, что в своем развитии мы перестали испытывать необходимость в этих великих примерах, в воспитании в наших мужчинах мужественности, а в женщинах – женственности. Причина в другом: длительное пребывание нескольких поколений в недавнем прошлом в чуждой, коммунистической культурно-идеологической среде. Под влиянием этой искусственной идеологии влияние наших традиционных ценностей на развитие общества было ослаблено на протяжении долгого времени. Во многом потому, наверное, мы сегодня имеем население, которое чуть было не утратило связи со своей культурой, языком и традициями.
Поэтому, осознавая всю серьезность проблемы сохранения этнической идентичности нашего народа, мы должны понимать, что перед нами, как постсоветским обществом по-прежнему стоит задача преодоления тоталитарного социалистического наследия, особенно – в сфере воспитания юного поколения. Также в условиях глобализации нам нужно противостоять разрушающему воздействию западной массовой псевдокультуры на казахстанцев. Для этого мы должны в полной мере реабилитировать свои исторические этические, моральные, нравственные ценности, воссоздавая в реальной жизни условия для их функционирования. Только сохранив наши национальные традиции, сформированные на самых важных человеческих ценностях, мы убережем свою этническую идентичность от чуждого влияния современных интеграционных процессов, и займем подобающее место в ряду наций, внесших свою лепту в мировую культуру.