СТАВКА КАЗАХСКОГО ХАНСТВА И РУКОТВОРНОЕ ОЗЕРО
«У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа.
Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей. Иногда наши размеры играли разную роль в истории. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
На территории Казахстана расположено немало историко-архитектурных памятников. В Кызылординской области - мемориал «Коркыт ата, космодром «Байконур», в Туркестанской - Отрар, мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави, в Жамбылской – мавзолеи Бабаджи хатун и Айша биби, в Восточно-Казахстанской области – мазар Козы Корпеш и Баян сулу…
Богата на историю и культурные традиции и уникальная атырауская земля. В средневековую эпоху Сарайшык был одним из процветающих городов в прикаспийском регионе. Сейчас остатки этого городища находятся на территории одноименного села в Махамбетском районе Атырауской области. Сарайшык был значимым пунктом Великого шелкового пути в ХІІІ – ХVІ веках. Позднее, в период формирования Казахского ханства, здесь расположилась ханская ставка. Когда шла гражданская война между ханством Шайбанидов и городами вокруг Сырдарьи, Касым Хан дальновидно перенес свою ставку в город Сарайшык.
Сарайшык был не только резиденцией ханов, но и крупным торговым центром Алтын Орды. Но особое почитание этого места среди местных жителей связано с тем, что именно Сарайшык стал городом, где возник первый крупный религиозный центр ислама, очаг науки и культуры на западе казахских земель. Именно в связи с тем, что отсюда начиналось распространение ислама на огромных территориях к северо-западу от Сырдарьи, сегодня эта местность считается священной. А в начале ХVІ века Сарайшык был не только ставкой верховных правителей, но и столицей Казахского ханства.
Именно здесь, на этой земле, жили и похоронены многочисленные казахские ханы, а также видные религиозные деятели – сейиды, шейхи, муллы, хаджи, хафизы, суфии, дауричи, которые считались потомками пророка Мухаммеда. В связи с этим пантеон Сарайшык в настоящее время привлекает много паломников и туристов. В течение столетий этот пантеон считался особым сакральным местом, где должны производиться захоронения повелителей, религиозных деятелей и знаменитых людей. Город в целом сыграл огромную роль в формировании и развитии казахского народа.
История этого города полна трагических событий, но всякий раз он возрождался. Так, в конце XIV века Сарайшык был разрушен Тимуром, но потом город восстановлен в 30-40 годах XV века, а в 1490-е годы стал политическим центром Ногайской Орды и Казахского ханства. Здесь много лет располагалась ставка ханов Ногайской Орды, а затем – первых казахских ханов.
Как рассказывают местные старики, в Сарайшыке были похоронены семь ханов: золотоордынские – Сартак, Берке, Токтакия и Жанибек, казахский – Касым, а также ногайские ханы Измаил и Ураз.
В так называемое Смутное время город вновь подвергся разрушениям. После похода казаков Нечая и Богдана Барбоши, случившегося в 1580 – 81 годах, город был захвачен и разграблен так называемыми «воровскими», то есть неподконтрольными Москве казаками. Другие источники (сведения летописи «Ногайских дел») сообщают, что разграбление и разрушение Сарайшыка на совести двух полков астраханских стрельцов. Однако и после этого опустошительного захвата, с завершением Смутного времени в начале 1600-х годов, священный город вновь был возрождён. Всякий раз он восставал из пепла, словно сказочная птица Феникс.
Глубокий след в истории казахского народа оставил один из первых великих ханов – Жанибек. Городище Сарайшык хранит удивительные следы его правления. Летописи гласят, что под нижней частью города Сарайшык указаниями хана Жанибека было построено озеро Шекер. Один из местных старейшин рассказывает: «Наличие на ровной территории впадины, уплотнения берегов руками, обрамления в некоторых местах камнем, землёй, красной глиной доказывает, что озеро было самодельным. Это озеро рукотворное, его соорудили люди, и оно стало жемчужиной города».
Рассказывают и о том, почему озеро получило такое интересное название. Для того чтобы на него постоянно садились лебеди, хан Жанибек дал указание сыпать на поверхность воды шекер – сахар. Это помогло. В озере развелось так много лебедей, что девушкам Сарайшыка, когда они спускались за водой, якобы приходилось даже оттеснять птиц, чтобы опустить вёдра в воду.
Сегодня озеро не сохранилось, но место, где оно было, местные старейшины всегда показывают туристам. Будучи в Атырауской области, стоит обязательно посетить древний Сарайшык.