КОБЫЗ: МУЗЫКА ВЕЧНОСТИ
Одним из инструментов, дошедших до наших дней с глубокой древности, является кобыз. Как считают некоторые европейские ученые, он является прародителем многих смычковых инструментов. Казахский народ приписывал кобызу магическую силу, что, возможно, было связано с тем, что он был обязательным атрибутом шаманов (баксы) во время совершения своих ритуалов для общения с духами предков – аруахами.
История создания кобыза связана с прародителем всех тюркоязычных народов, легендарным сказителем и жырау Коркытом, жившим в VIII-IX веках на берегу Сырдарьи. В надежде обрести бессмертие Коркыт отправился в странствие. Так и не найдя эликсира вечной жизни, он сделал из ствола дерева ширгай первый кобыз. Зарезав своего быстроногого верблюда Желмая, обтянул шкурой инструмент, натянул струны из гривы пойманного в степи жеребца и заиграл. Звуки чудной и пронзительной мелодии, в которую он вложил всю свою душу, захватили и пленили людей – музыка и кобыз пошли странствовать по земле. Благодаря своему искусству Коркыт обрел вечное бессмертие. Так гласит легенда.
В истории и культуре кочевого народа кобыз занимал особое место. Выдающийся композитор и исследователь казахского фольклора Евгений Брусиловский, описывая ритуал казахских баксы, пишет: «Внутри кобыза на задней стенке прикрепляли зеркальце, а головку кобыза украшали пучком совиных перьев. В темноте юрты зеркальце отсвечивало от огня тагана красноватым цветом, кобыз пел свою древнюю, подвывающую песню, баксы истошным голосом кричал свои заклинания: "Нак! Нак!", и перья совы от его крика начинали шевелиться и трепетать. Такое действо подавляло психику простого, наивного степняка и диктовало ему волю высших сил, которой он должен был слепо подчиняться. В руках же простых музыкантов кобыз пел грустную песню казахского народа, кочующего по огромной степи в поисках обетованной земли – Жеруюк».
В Кызылорде изготовлением кобыза занимается мастер по дереву Каныбек Садуакасулы, уроженец Кармакшинского района. Интерес к декоративно-прикладному искусству пробудился в нем с детских лет. Как рассказывает мастер, во многом этому способствовал его отец Садуакас Баймаханов. Участник Великой Отечественной войны, он был известным в округе народным умельцем – занимался кузнечным делом, делал ювелирные изделия, необходимые в быту предметы из дерева. Помогая отцу, сын много времени проводил в мастерской отца. Именно отец передал ему секреты древнего искусства. В 1979 году К.Садуакасулы закончил в Алма-Ате сельскохозяйственный институт, но по профессии проработал недолго. Как оказалось, ему было интереснее заниматься творчеством.
Еще в советское время в 1986 году Каныбек открыл в поселке Жосалы кооператив «Мурагер», который занимался выполнением мебели на заказ, посуды, сувениров, конской упряжи и других необходимых в быту предметов. Переехав в Кызылорду, Каныбек открыл мастерскую. В основном, он занимается работой по дереву. Кроме кобызов, делает мастер и сувениры, национальную посуду. Сейчас мастерская Каныбека входит в Центр ремесленников «Карлыгаш», который является региональным представителем Союза ремесленников Казахстана.
– Процесс изготовления кобыза непростой. Его делают из твердых пород дерева – джиды, турангыла, сыр талы. Звучание инструмента зависит от материала, из которого он изготовлен. Чтобы кобыз зазвучал, приходится немало потрудиться. Инструмент состоит как бы из трех частей: головной («бас» – голова), средней (основание – «кеуде») и нижней («аяк» – ноги). Основание делается в виде открытой чаши, вытянутой книзу. Эта нижняя часть инструмента затягивается кожей (дека). Я использую козью шкуру – она мягкая и легко поддается выделке. При выделке лучше всего использовать айран или молоко. В отличие от домбры кобыз делают из цельного куска дерева. Считается, что только в цельном куске сохраняется живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Струны кобыза изготавливаются из конских волос или
верблюжьих жил. Отсюда и название инструментов: кылкобыз (кыл – конский волос) и наркобыз (нар – одногорбый верблюд). Смычок имеет дугообразную форму и напоминает лук: к двум концам изогнутой ветки привязывается пучок конского волоса и скрепляется крепкой нитью из верблюжьей шерсти. Размер инструмента зависит от длины конского волоса (до 70 см). В среднем длина кобыза бывает около 60-70 сантиметров. Однако наркобыз вдвое больше и соответственно размерам и струнам из толстых верблюжьих жил издает звук более низкого регистра, – сказал мастер.
В городе не так много мастерских, где занимаются изготовлением старинных музыкальных инструментов и тем ценнее опыт народных умельцев.
Жанна СРАЖАДИНКЫЗЫ.