САКРАЛЬНЫЕ — ЭТО МЕСТА СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТИ
«Культурно-географический пояс святынь Казахстана – это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века. Это один из элементов каркаса национальной идентичности, поэтому впервые за тысячелетнюю историю мы должны разработать и осуществить такой проект».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
В каждом регионе, в каждой области и районе нашего огромного Казахстана есть такие места, к которым в народе сложилось особое отношение. Как правило, эти места связаны с какими-то историческими личностями, с памятными событиями истории. В таких местах часто находится мавзолей какого-либо знаменитого предка, и сюда приезжают за многие сотни километров, чтобы почтить его память. Наряду с общеизвестными личностями, такими как великий суфийский проповедник Ходжа Ахмет Яссауи (его мавзолей находится под Туркестаном) или древний мавзолей Шожы-хана (известного как прародитель казахского этноса) в горах Улытау, в каждой области и районе есть десятки местных. Например, мемориальный комплекс Коркыт ата в Кызылординской области, Балпык би, именем которого назван целый поселок под Талдыкорганом, или Аулие Даден, память которого чтут жители Уральска и его окрестностей.
Или это может быть мемориал, посвящённый не какому-то человеку, а памяти о драматических событиях истории – как, например, памятник жертвам сталинских репрессий под посёлком Жаналык недалеко от Алматы, в том месте, где расстреливали и хоронили в братских могилах тысячи невинно осуждённых. Или мемориал памяти жертв Семипалатинского ядерного полигона на острове Полковничий под Семеем, посвящённый всем тем, кто стал жертвой проводившихся здесь десятилетиями ядерных испытаний.
Таких сакральных, почитаемых в народе мест насчитываются многие десятки по всему Казахстану. Есть знаменитые места, о которых известно всем, а есть совсем малоизвестные. Встречаются и такие места, которые не отмечены официальной наукой, но о которых, тем не менее, в народы ходят легенды. Так, например, вдоль трассы Алматы – Талдыкорган недалеко от поселка Сарыозек возвышается холм с плоской вершиной и обрывистыми, почти отвесными склонами. Среди местных жителей ходит старая легенда, якобы на этом холме был расположен шатёр Чингисхана, и он отсюда наблюдал за сражением во время одного из своих боевых походов. Хотя официальная историческая наука этого никак не подтверждает, тем не менее, на склоны холма ежедневно взбираются десятки желающих сфотографироваться в этом необыкновенном месте.
«Для чего нам нужны сакральные места? Какой смысл в их сохранении? Для чего они вообще нам нужны, что мы от них получаем, какое значение они имеют в жизни?» Такие вопросы обязательно задаст ваш ребенок, когда вы приедете всей семьей посетить одно из таких мест. И эти вопросы на самом деле – не столь просты. Они имеют во многом философский смысл и тесно связаны с национальным кодом нашего народа. Одна из важнейших его особенностей – бережное и почтительное отношение к памяти предков и к своей истории. «История народа – это его корни, а без корней дерево не стоит, оно падает и засыхает», – писал великий Абай, перефразируя древнюю народную мудрость. И с этим трудно не согласиться. Смысл и значение сакральных мест заключаются именно в этом: они помогают каждому новому поколению проникнуться духом своего народа, ощутить себя частью вечной истории Великой Степи – истории, которая продолжается и сегодня.
Один подросток как-то спросил родителей во время посещения одного из мавзолеев великих предков: «Для чего нам эти старые могилы? Что мы в них находим? Что здесь интересного?» Отец с огорчением и сожалением посмотрел на сына, но не нашел, что ответить. Увы, таков наш информационный век. Во многих семьях под влиянием ярких, интересных, но чуждых образцов для подражания рвется преемственность традиций, исчезает связь времен. Дети стремятся быть похожими на кого угодно, но только не на своих достойных предков.
Если не делиться этой исторической памятью с детьми, если не рассказывать им, кто мы, откуда, кто наши предки и какие события разворачивались на этой земле, – то неизбежно прервется связь поколений. Причем это может произойти уже сейчас. Вырастет новое поколение без осознания своей сопричастности истории народа, без национального кода. Это будет поколение «человеков-пауков», рэп-баттлов, культа денег и много чего еще, – всего того, что несет нам глобализация в нынешний информационный век. Но это уже не будет поколение, способное продолжить и передать своим потомкам историческую память народа, ту вечную неразрывную связь времен, которую всегда хранили жители Степи. Это будет поколение без корней, обесценившее и забывшее духовные начала своего народа.
Сакральные места нужны всем нам, казахстанцам, потому что они хранят в себе историческую память этой земли. В них – вся история народа. Эти места издревле почитались людьми, их хранили и оберегали: не зря тысячелетние могилы так удивительно сохранились. Мазар Шожы-хана, мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи и многие десятки других древних сооружений не развалились и не потрескались потому, что веками народ тщательно оберегал и сохранял их. Наши предки делали это для того, чтобы мы, их потомки, знали о великих людях своего народа, знали и передавали эту память следующим поколениям.
И сегодня внимание к сакральным местам Казахстана возрастает не случайно. Многие люди встревожены той подменой ценностей, которая приходит к нашим детям через Интернет и социальные сети, через фильмы и мультики. Да, мы открыты всему миру, мы изучаем английский язык, мы с интересом следим за всем новым и прогрессивным. Но это отнюдь не значит, что мы готовы утратить свой национальный код, стать безликими «Иванами, не помнящими родства». Юное поколение, воспитываясь во многом на чуждых, не наших ценностях, как никогда нуждается в духовной опоре. Конечно, нет ничего плохого в Халке, Черепашках Ниндзя или Человеке-Пауке. Нет большого вреда и в темнокожих американских рэперах. Пусть будут. Но нельзя позволить всем этим иностранным персонажам заслонить от наших детей собственную историю, героев своего народа. Новое поколение должно знать свои корни, своих великих предков и их достойные дела. И посещение сакральных мест – лучший способ передать юным эту крайне важную для них информацию.
Фото из открытых источников.