УЗНАВАЕМЫЕ БРЕНДЫ ОБЛАСТИ
«Человек – существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина – это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Многие пресс-туры, проводимые в последнее время в регионе, объединяет одна тема – сакральные места земли Сыра. В рамках одного из них
группа журналистов побывала на исторических объектах, расположенных в Шиелийском и Жанакорганском районах.
Тур по историческим местам начался с посещения урочища Сауыскандык, открытого в 2004 году и расположенного в 50 километрах к северо-востоку от села Енбекши Шиелийского района Кызылординской области в горах Бала-Сауыскандык Северо-Западной части хребта Большой Каратау. Пять больших групп наскальных рисунков считаются одними из самых перспективных и интереснейших в истории изучения петроглифов Казахстана.
Как рассказал научный сотрудник Шиелийского районного историко-краеведческого музея Бекболат Абуов, на территории 500 гектаров урочища Сауыскандык расположено пять больших групп наскальных изображений общей численностью более десяти тысяч рисунков. Они принадлежат сакским народам и датируются 2000 годом до н.э., начиная с бронзового века.
— Для большей части петроглифов характерна натуралистическая манера изображения — образы легко узнаваемы и реальны, — говорит Б. Абуов. — Это изображения животных, преимущественно верблюдов и лошадей. Присутствуют сцены бытовой жизни. Петроглифы в основном миниатюрные, выполненные в разных техниках, таких как процарапывание изображения, техника пикетирования с элементами выбивки по контуру... Есть в Сауыскандыке и такие рисунки, размеры которых достигают 2-4 метров, что является большой редкостью не только для казахстанского, но и для всего центрально-азиатского наскального творчества. Несмотря на огромные размеры, они имеют очень плохую сохранность по сравнению с остальной массой рисунков. Это позволяет сделать предположение, что данная группа петроглифов гор Бала-Сауыскандык хребта Каратау, возможно, одна из самых древних.
Сейчас урочище Сауыскандык — это охраняемая зона, которая в скором будущем должна стать одним из туристических центров нашей области.
Следующим объектом, где довелось побывать журналистам, стало городище Сыганак — древний город, расположенный в двух километрах северо-западнее аула Сунаката Жанакорганского района.
Город впервые упоминается в X веке в записях арабского географа Махсиди как город огузов, к середине XI века -столица кипчаков, крупный торговый и ремесленный центр на караванном пути, проходившем от гор Тянь-Шаня вниз по Сырдарье и далее к северному побережью Каспия. Площадь шахристана, обнесенного частично сохранившейся стеной с 15 башнями, около 10 гектаров. Площадь предместья, обнесенного земляным валом, — около 13 га. Здесь расположены остатки мечетей, медресе, мавзолеев, жилых застроек. С 2004 года изучение Сыганака проводится в рамках казахстанской государственной программы «Культурное наследие». В данное время здесь идут работы, направленные на графическое восстановление первоначального образа древнего памятника по имеющимся историческим материалам.
Сыганак уже сегодня является туристическим брендом Кызылординской области. Сюда приезжают так называемые интеллектуальные туристы, стремящиеся пополнить копилку знаний, собственноручно прикоснувшись к живому памятнику истории.