ЖЕТЫАСАРСКАЯ КУЛЬТУРА: МАГИЯ ДРЕВНИХ СТРОИТЕЛЕЙ
«…Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Наверняка каждый, глядя на таинственные глиняные возвышенности посреди степи, которые издалека видны по дороге в Кармакшинский район, задавался вопросом об их истории. И наверняка получал ответ, мол, в древности они служили своего рода маяком - на их вершине предки разжигали костры, чтобы предупредить округу о надвигающейся вражеской опасности. Так считал и автор этих строк, пока археологи не убедили: каждая из «высоток» - это город древней цивилизации.
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Наверняка каждый, глядя на таинственные глиняные возвышенности посреди степи, которые издалека видны по дороге в Кармакшинский район, задавался вопросом об их истории. И наверняка получал ответ, мол, в древности они служили своего рода маяком - на их вершине предки разжигали костры, чтобы предупредить округу о надвигающейся вражеской опасности. Так считал и автор этих строк, пока археологи не убедили: каждая из «высоток» - это город древней цивилизации.
Как отмечают ученые, в конце бронзового века, в начале нашей эры в устье Сырдарьи существовала могущественная цивилизация, которая позже в истории получила название «Жетыасарская культура». Памятники были впервые исследованы Хорезмской археолого-этнографической экспедицией АН СССР под руководством Сергея Толстова в 1946-1951 годах, в 1973-1993 годы работы продолжались под руководством Ларисы Левиной. На территории нынешних трех районов – Кармакшинского, Жалагашского и Сырдарьинского было свыше пятидесяти городищ конца эпохи бронзы и по IX век н. э. – хорошо укрепленных, обнесенных высокими стенами. Возвышенности, которые мы сегодня видим, подъезжая к Жосалы, и есть древние городища-крепости. Среди археологов каждая из них имеет название, нумерологию. Наиболее крупные – Алтын асар, Ашак асар, Кара асар, Базар асар, Томпак асар, Жалпак асар. Высота некоторых городищ над окружающей равниной достигает десяти метров. Многие из них двух – трех этажные, представляют собой крепости с развитой фортификацией и жилой застройкой внутри, своего рода укрепленные дома-массивы.
Городища всегда размещались в непосредственной близости от водного источника. Их жители занимались ирригационным земледелием, скотоводством, рыболовством, активно торговали. Не зря изделия всех ныне известных древних мастерских от Египта до Китая, Ирана и Индии найдены в жетыасарских курганах. Ученые считают, что жетыасарские городища входили в состав могущественного многонационального государства Кангюй, существовавшего в ту пору на юге Казахстана и севере Узбекистана. Здесь долгое время жили хунну, дальние предки европейских гуннов.
Городище Кос асар, – одно из самых крайних в южном направлении, датируется примерно VII-IX веками нашей эры и предположительно относится к огузо-кипчакскому периоду. Объект – трехъярусный, высотой от четырех до шести метров, размером 40 на 45 метров имеет многоугольную архитектуру, защитное сооружение протяженностью 60 метров. В восточной части имеется цитадель высотой 8-10 метров. Сейчас археологи в основном заняты расчисткой третьего яруса, и можно с уверенностью сказать, что это был период развитого производства глиняного кирпича. Среди найденных артефактов - керамические изделия, обработанные рога оленей, орнаменты, чаще с образами барана, монеты с арабскими надписями и другое.
Томпак асар – один из городов-звеньев Жетыасарской культуры. Рядом – охранная табличка. Овальная верхняя площадка объекта имеет высоту свыше десяти метров, затем охватывается второй площадкой, также округлой формы. Внутри много жилых и фортификационных построек на ярусах, загон для скота. Не сразу понимаешь, как люди ухитрялись жить в этой голой пустыне, где летом жарко, а зимой трескучий мороз, где, кажется, нет ничего живого, кроме вездесущих грызунов. Но стоит приглядеться… Вон там, например, глинистая поверхность такыра переходит в барханы, поросшие саксаулом. А вот следы древнего русла реки.
Городища Жетыасарской культуры расположены в виде пчелиных сотов, а само словосочетание «Жеты асар» в переводе означает «семь крепостей». Трудно поверить, но на вершине какого бы из них человек ни находился, на горизонте всегда видны шесть асаров, а седьмой - тот, на котором ты стоишь. Вот такая магия древнего зодчества!