“САКРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН”: ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ
«Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Для реализации программной статьи Главы государства по модернизации общественного сознания создано несколько направлений.
Подпрограмма “Сакральный Казахстан” направлена на то, чтобы народ знал свою историю, свои корни, помнил о том, что его предки считали важным. Помимо этого, перед всеми стоит задача по формированию единого исторического сознания. Этакий жесткий диск с памятью народа - сакральная история.
Каждый период становления нашего государства можно отследить по археологическим раскопкам и исследованиям. Где-то это петроглифы, например, в Тамгалы или на Иссыкском кургане в Алматинской области. Где-то это места, история которых тесно переплелась с именами известных ханов, батыров. Такие места тоже необходимо выявить и описать. Только путем исторической регенерации возможно воскрешение культурной памяти. Поэтому важно создать целостную систему сакральных мест. Знание таких мест позволяет нам многому учиться, и черпать из них необходимую жизненную силу. В этой связи, создание Сакральной географии решает не только вопрос духовного обогащения человека, но и также отмечает богатство нашей истории, культуры и традиций.
Сакральный в переводе с латыни означает "священный, связанный с чем-то божественным, даже религиозным". Для всех народов, которые проживают на территории Казахстана, это слово означает "святое". В казахском языке это звучит как “аулие”.
Глава государства поставил перед государственными органами и жителями страны важную задачу - найти, выявить все места в республике, к которым у наших предков было трепетное отношение. Необходимо их описать и внести в список святых мест. Здесь со стороны Главы государства не присутствует и намека, который бы связывал это с религией или какими-либо вехами в истории народа казахов. Главная цель - изменить отношение к этим местам. Они должны стать не местами поклонения, а инструментом духовного возрождения народа, которое будет способствовать в создании описанной в статье идентичности нации.
Общенациональной задачей стоит понимание важности данных объектов. Необходимо поднять все данные этих мест и понять их истинную сакральность. Такое знание позволит создать нацию уже в гражданском смысле.
В стране есть много сакральных мест, о которых большинство даже не слышали. Если мы, к примеру, рассмотрим такие места в Западно-Казахстанской области, то жители других регионов о многом не знают. Многие скажут, что слышали о мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи или Бекет-ата, мемориальном комплексе «Коркыт ата» и др. Однако мало кто слышал, что есть места, связанные с такими именами, как Ыргызбай-ата и Жумагазы-ата.
Сами сакральные объекты были разделены на общенациональные и региональные. Список общенациональных объектов в свою очередь разделен на пять блоков: особо почитаемые памятники природного наследия; археологические памятники и крупные средневековые городские центры; религиозные и культовые объекты, являющиеся местами поклонения; сакральные места, связанные с историческими личностями; сакральные места, связанные с историческими и политическим событиями.
Фото из открытых источников.