ОБРАЗОВАННОСТЬ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО
«В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить, надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Сегодня очень важно понимать, что модернизация общественного сознания – это не какой-то абстрактный призыв, и она не произойдет сама по себе. Она должна идти через принятие обществом новых императивов развития. Президент Нурсултан Назарбаев обозначил их в своей программной статье – конкурентоспособность, прагматизм, всеобщий культ знания и образования, открытость сознания, эволюционное, а не революционное развитие.
Логика подсказывает, что стержневую роль здесь играет знание. Именно образованные нации продемонстрировали человечеству удивительные примеры экономического прорыва. Такие нации отличает консолидированность и понимание общих целей, их сложно сбить с пути какими-то деструктивными идеологиями. История показала, что только невежественные люди могут оказаться подвержены влиянию каких-либо «тёмных» учений или течений. Всеобщая образованность защищает от этого. Она позволяет не только отдельным людям, но и всей нации быть конкурентоспособными и занимать достойные места в экономической иерархии.
В современном мире эта иерархия работает достаточно просто. Одни продают сырье, другие – все то, что из этого сырья можно изготовить.
Глава государства в своей программной статье пишет: «Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно». Он подчеркивает необходимость обеспечить качественно новый уровень подготовки казахстанских специалистов, «адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знания». То есть, в понимании нашего президента всеобщий культ знания – это не что-то абстрактное, это не декларация, а вполне конкретный набор мер и инструментов, позволяющих за короткое время изменить ситуацию в образовании. Цель также четко обозначена – это развитие не просто высококлассных специалистов в своей сфере, но и гармоничных личностей, хорошо понимающих современность и будущее, открытых ко всему новому, готовых к переменам, способных всегда эффективно учиться и перенимать лучший опыт.
Не менее важной задачей образования становится формирование культуры нетерпимости к насилию в обществе, иммунитета к чуждым для Казахстана деструктивным идеологиям. Для этого нужно вводить в учебный процесс новые курсы, направленные на развитие религиозного кругозора, навыков коммуникации, аналитического и критического мышления, эмоционального интеллекта, культуры разрешения споров и конфликтов, ответственности за свое местное сообщество.
Стоит отметить, что такой подход к образованию – это не что-то выдуманное. Его придерживаются в самых передовых мировых университетах и бизнес-школах. Именно так построена система обучения в Кембридже, Оксфорде, Гарварде, Сорбонне. Наряду с основной специальностью, которой там обучается студент, он получает огромный массив гуманитарных знаний, которые помогают научиться очень многому: общаться и продвигать свою точку зрения, распознавать ошибочные суждения и теории, работать в единой команде на общий результат. Именно такой, многоуровневый подход к образованию Президент Казахстана считает необходимым использовать в нашей стране, причем не только в престижных университетах, но и на уровне каждого вуза. Для этого Глава государства поставил задачу перевести 100 самых лучших, признанных ведущими университетами мира учебников на казахский язык. В основном речь идет о литературе именно гуманитарного направления. Восстановление и развитие кафедр гуманитарных наук во всех вузах страны, перевод на казахский язык ста лучших учебников мира по всем направлениям гуманитарного знания, создание для этого Национального бюро переводов – все это должно помочь казахстанским вузам выйти на новый уровень.
Ответственность, которая лежит на системе образования, сегодня трудно переоценить. Ведь продвигаемый Нурсултаном Назарбаевым принцип постоянного обучения и развития – это одна из главных стратегических составляющих модернизации. Суть его в том, что каждый человек должен уметь совершенствоваться, развиваться, поддерживать свою конкурентоспособность. Так живут современные развитые страны, успех которых основан не на сырьевых ресурсах, а на экспорте высокотехнологичной продукции, на «умной» экономике. В хайтек-индустрии, на современных предприятиях идет стремительное развитие технологий, что требует от работника умения постоянно обучаться. Да и вообще в любой отрасли современной экономики – будь то промышленность, сельское хозяйство, медицина, медийное сообщество или что-то еще – происходят стремительные изменения, внедряются инновации, появляются новые сегменты рынка. Таков темп современной жизни. И если принцип всеобщего культа знаний не станет естественным, нормальным для всех казахстанцев, то большой вопрос, не отстанем ли мы от уходящего поезда мировой экономики, сможем ли выдержать нарастающую конкуренцию. Перспектива остаться на задворках глобального развития была бы не лучшей для Казахстана.
Фото из открытых источников.