СПЛЕТЕНИЕ МИНУВШЕГО И НАСТОЯЩЕГО
«Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Народно-прикладное искусство, без преувеличения можно считать одной из значимых составляющих национальной культуры. Предметы народного искусства наполняли красками быт семьи, скрашивая будни и праздники. Богатейшая и разнообразная природа Казахстана оказала влияние на формирование и развитие цветового и содержательного облика казахского прикладного искусства.
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Народно-прикладное искусство, без преувеличения можно считать одной из значимых составляющих национальной культуры. Предметы народного искусства наполняли красками быт семьи, скрашивая будни и праздники. Богатейшая и разнообразная природа Казахстана оказала влияние на формирование и развитие цветового и содержательного облика казахского прикладного искусства.
Сегодня интерес к собственной культуре с каждым годом становится все более актуальным. Еще несколько десятилетий назад предметы прикладного искусства считались пережитком прошлого. Но благодаря людям, которые понимали ценность и значение народного искусства, мы сегодня имеем возможность через музейные экспонаты приоткрыть завесу в собственное прошлое.
Одна из тех, кто в Кызылординской области широко пользуется любимой техникой казахских мастериц - жительница аула Жидели-арык Шиелийского Злиха Календерова. Свои мастер-классы по плетению циновок из чия каждую неделю она проводит в центре «Қол өнер шебері» в Кызылорде.
Плести узорные циновки мастерицу научили мама и бабушка. Сейчас свои умения Злиха апа передает детям и внукам. Иными словами, специального образования по обучению плетению циновок нет. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение.
Раньше казашки плели несколько видов циновок. Самое простое из них өре ши - простое сплетение чиевых стеблей. Простые циновки не обматываются шерстью в отличие от узорной циновки. Циновка, стебли которой замотаны в разноцветную шерсть называется шабак ши, она применялась в качестве ширмы, огораживающей хозяйственную часть юрты. А при плетении шим ши каждый стебель чия сплетался полосками цветной шерсти в определенных границах, получался орнамент. Надо сказать, что процесс плетения циновок трудоемок, требует навыков и усидчивости. Чиевое плетение было распространено на всей территории Казахстана. Народные мастерицы, обматывая цветной шерстью или пряжей тонкие прутики, создавали настоящие произведения искусства.
Работа начинается с заготовки тростника из чия, который собирают в период сухостоя. Перед использованием чий очищают, отбирают годные для использования стебли. К примеру, для изготовления орнаментированной циновки особенно тщательно отбирают тростинки – они должны быть длинными и тонкими. Каждую обматывают разноцветной шерстяной нитью (верблюжьей или овечьей). Этот процесс называется ши орау (обертывание).
На изготовление одной циновки у мастерицы уходит от двух-трех часов до нескольких дней, все зависит от объема. Сначала делается эскиз на белом листе бумаги. Затем – замер для наложения орнамента, определение мест обертывания шерстью. Необходимо правильно расположить тростинки согласно меткам орнамента. Каждый стебель отдельно оплетается шерстью различных цветов, потом стебли соединяются между собой.
В прошлом году Злиха Календерова представила свои произведения на выставке «Астана ЭКСПО-2017», провела серию мастер-классов. Были представлены работы из кожи, дерева, кости, войлока, ювелирные украшения. В их числе – предметы из чия из разных регионов. Но работы Злихи апа не оставили равнодушным ни одного посетителя.
Фото kzvesti.kz