НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОД В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
«…Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. Здесь есть два момента. Во-первых, это изменение в рамках национального сознания. Во-вторых, это сохранение внутреннего ядра национального «Я» при изменении некоторых его черт».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
В последнее время стало заметно, как весь мир, все современные общества охватили два встречных процесса. С одной стороны, экономика толкает их к глобализации, с другой – народы в то же время активно стремятся к самоидентификации, к поиску своего места в этом мире. Особенно это актуально для молодых государств, таких как Казахстан. Новые глобальные вызовы ставят перед нами сложные вопросы, и поиск ответов заставляет нас вернуться к истокам, к своим первоосновам. И ведь действительно важно понять: кто ты, казахстанец XXI века? Что отличает тебя, например, от француза, американца, сирийца?
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
В последнее время стало заметно, как весь мир, все современные общества охватили два встречных процесса. С одной стороны, экономика толкает их к глобализации, с другой – народы в то же время активно стремятся к самоидентификации, к поиску своего места в этом мире. Особенно это актуально для молодых государств, таких как Казахстан. Новые глобальные вызовы ставят перед нами сложные вопросы, и поиск ответов заставляет нас вернуться к истокам, к своим первоосновам. И ведь действительно важно понять: кто ты, казахстанец XXI века? Что отличает тебя, например, от француза, американца, сирийца?
Задуматься о своем национальном коде, об основах нашего самосознания призывает и Президент. Он так и говорит в статье о модернизации общественного сознания: «На первый план в XXI веке выходит развитие национального самосознания народа». «Когда весь мир волнуют вопросы самоидентификации, мы должны сохранить свой национальный код. Нам необходимо расширить границы национального самосознания, при этом сохраняя главное, лучшее в нашем национальном менталитете», – пишет Нурсултан Назарбаев.
Давайте обратимся к вопросу о том, что исторически, изначально повлияло на наш национальный код, что его формировало в разные периоды и каков он на сегодняшний день. Безусловно, мультиконфессиональное и полиэтничное общество, в котором мы все росли и формировались, оказывает огромное влияние на наш национальный код. Наверное, это влияние вообще первостепенно. В современном Казахстане вместе, одной семьей живут представители более ста этносов. Причем это не какая-то искусственная «солянка», как например, в США или некоторых других странах. Эта общность историческая. У всех этносов, живущих в Казахстане, есть длительная общая история, которая на протяжении веков и десятилетий постепенно формировала особый общий менталитет. Общая история влияла на формирование национального духа народа и в конечном итоге – того общественного сознания, которое присуще нам сейчас. А цементирующим началом, ядром этого духовного единения служат общая социальная память, сопричастность всех этносов судьбе своей страны, ее развитию.
Некоторые сторонние наблюдатели, например, отдельные западные авторы, говоря о феномене казахстанского единства, называют наше полиэтничное общество неким искусственным конгломератом разных народов, который, мол, формировался под воздействием спонтанных политических факторов. На самом деле это не самая объективная точка зрения. Да, случайных факторов в нашей истории было много, с философской точки зрения история это вообще цепь случайностей. Но нужно отметить, что у нашей современной идентичности очень давние корни. Они не очерчены только историей сурового и довольно жестокого XX века. Формирование современного полиэтничного общества Казахстана началось еще в XVIII веке с активным переселением на его территорию русских, украинцев, уйгуров, дунган, татар, узбеков и представителей других национальностей. В период противостояния набегам джунгар власти Российской империи сделали многое для того чтобы помочь казахским ханам оградить и защитить внешние границы – тогда на помощь ханам сюда были выдвинуты огромные количества казаков из Сибири, Поволжья и регионов современной Украины. Уже тогда началось активное взаимодействие между переселенцами, строившими осёдлые поселения, и казахами-кочевниками. И уже к началу XX века можно было говорить об активном взаимном проникновении культур. Один из путешественников того времени, побывав в Семиречье, писал, что местные казаки совсем не похожи на тех, которые живут в Центральной России – они многое взяли от местных кочевников, включая непривычные для россиян традиции гостеприимства.
В ХХ веке этот процесс продолжился: уже во времена СССР для освоения пустующих земель в Казахстан было переселено 1 млн. 150 тыс. человек из России, Украины и Беларуси. В 1930-е годы начался вал сталинских репрессий – тогда из центральных районов СССР в Казахстан было сослано 250 тыс. крестьян. В разные годы в республику были депортированы 800 тыс. немцев, 102 тыс. поляков, 550 тыс. представителей народов Северного Кавказа, около 100 тыс. корейских семей с Дальнего Востока. Казахские семьи, сами подвергшиеся репрессиям, приняли и поддержали депортированных переселенцев. В то же время и позднее на строительство промышленных объектов со всех уголков страны в Казахстан прибыло около 1,2 млн. человек. В 1950-60-е годы на освоение целины сюда переехало еще около миллиона людей разных национальностей.
Все эти процессы не были простыми, но они постепенно формировали тот общественный и социальный код, с которым казахстанское общество вступило в XXI век. Это было взаимное проникновение культур. Казахстанская идентичность формировалась на основе традиционного мировоззрения жителей Степи, чьими исконными ценностями были доброта и щедрость, гостеприимство и взаимопомощь, любовь к детям и уважение к старшим. Эти ценности передавались и людям других этносов, которые жили на одной земле с казахским народом.
И, конечно, особое значение сыграл подвиг казахского народа в страшные годы переселения и сталинских репрессий. Депортированных жителей Северного Кавказа, Грузии, немцев Поволжья, корейцев Дальнего Востока привозили в Казахстан в жесточайших условиях и бросали среди степи без жилья, продуктов и средств к существованию. Чаще всего эти бесчеловечные операции сталинские силовики проводили зимой, в лютый мороз – по сути, это был целенаправленный, спланированный геноцид. И эти люди все погибли бы, если бы не казахи. Хотя они и сами голодали, но приняли, обогрели, накормили и спасли многие сотни тысяч людей. Конечно, этот беспрецедентный гуманитарный подвиг не мог не остаться в народной памяти. Отношение казахского народа к тем, кто волею судьбы оказался на его земле, оказало мощнейшее влияние на дальнейшее формирование нашей казахстанской идентичности. Именно это легло в основу феномена «казахстанского братства», который сегодня удивляет многих гостей нашей страны.
Общая история становления современного Казахстана, которую разделили представители более ста этносов и множества вероисповеданий, стала в итоге главным фактором формирования нашего национального кода. Она несет в себе глубинные истоки народной мудрости, принципы общественной дипломатии и основные традиции кочевой степной цивилизации. Современная национальная идентичность казахстанцев во многом основана именно на сформировавшихся в XX веке традициях, которые базируются на этих глубинных ценностях нашего мультиконфессионального и полиэтничного общества. Братские взаимоотношения людей разных этносов и вероисповеданий, их следование историческим ценностям степной цивилизации, где, например, никогда не было чужих детей, где люди вместе преодолевали трудности и вместе радовались добрым событиям, и любой мог отдать последнее, чтобы накормить уставшего путника, – все это можно отнести к уникальному национальному коду казахстанского общества. И это на самом деле отличает нас от жителей других стран.
Сегодня понимание важности и ценности собственного национального кода приобретает особенно большое значение. Казахстан имеет редкий исторический шанс занять место среди стран – мировых лидеров. У нас для этого, в принципе, есть все – природные и экономические ресурсы, огромная территория, а главное высокообразованное население, отличающееся толерантностью и единством. И национальное самосознание крайне важно использовать для успешного модернизационного рывка. Здесь можно вспомнить успешный опыт стран так называемого «азиатского чуда» – Японии, Сингапура, Малайзии, Южной Кореи. Этим странам удалось сделать мощный рывок в экономическом развитии, выйдя с «задворок цивилизации» на ведущие места в глобальном экономическом рейтинге. Они стали богатыми, развитыми и успешными не по волшебству, а во многом благодаря общенациональному единению. В своем развитии эти страны тесно сочетают национальные традиции с модернизационной политикой. Они успешно сделали свой национальный код (в Корее, например, базирующийся на таких ценностях как честность, трудолюбие и любовь к человеку) частью программ развития и модернизации.
И для Казахстана сохранение национального кода, национальной идентичности сейчас также очень важно в контексте модернизационных возможностей общества. Культ образования, уважение к старшим, сохранение лучших народных традиций, любовь к родной земле, дружба, братство и взаимное уважение, открытость и готовность к самосовершенствованию – вот те ценности, на которых должна строиться наша современная казахстанская идентичность. В них нет ничего надуманного, неестественного или слишком сложного. Просто нужно умело использовать наши преимущества – а ведь они у нас есть, и нам на самом деле есть чем гордиться.
Фото из открытых источников.