НАСЛЕДИЕ КОРКЫТА АТА
«Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Одно из самых популярных историко-культурных мест в Кызылординской области – мемориальный комплекс легендарного композитора, акына и создателя музыкального инструмента кобыз - Коркыта ата (V-VI века).
Согласно легенде, Коркыт смолоду не мог примириться со скоротечностью человеческой жизни, поэтому решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, он ушёл от людей, но всё равно везде и всюду видел смерть. Тогда он выдолбил из дерева ширгай первый в мире кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая в печальных мелодиях свои мучительные мысли и чувства. Коркыт вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн зазвучали на весь мир. С тех пор, как гласит легенда, мелодии Коркыта ата и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а его имя осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.Коркыт рассматривается историками и литературоведами как уникальный в своём роде философ – смертоборец, искатель вечной жизни, не ведающей смерти. Однако на протяжении своих лет он меняет представления о мире, постепенно склоняясь к тому, что всё на этом свете конечно. В конце концов Коркыт успокаивается, придя к выводу, что в жизни нет ничего бессмертного, и проводит оставшуюся жизнь, играя на кобызе.
Комплекс «Коркыт ата» – произведение архитектурного искусства. Он расположен в 18 километрах к северо-западу от поселка Жосалы Кармакшинского района. В идее комплекса – легенда о том, что по просьбе Коркыта на его могилу был положен кобыз, тихо звучавший при порывах ветра. Первые фотографии могилы великого мыслителя были сделаны в 1862 году. Ее основание было сооружено в форме четырёхугольника, а стены воздвигнуты из жженого кирпича. В конце XIX века мазар начал подмываться из-за разливов реки, но благодаря своей прочности он простоял еще полвека. Стены мазара начали разрушаться с 1925 года и в 1952 году во время наводнения полностью были размыты. Сегодня сохранились лишь фрагменты задней стены.
В 1980 году по проекту архитектора Б.А.Ибраева и физика–акустика С.И.Исатаева на месте прежнего захоронения Коркыта ата был воздвигнут памятник высотой 8 метров, состоящий из 4-х прямых стел, устремленных ввысь. В центре стел расположен кобыз, который при порыве ветра издает звуки. Авторы памятника сделали, как в народном предании, описанном в работах А.Маргулана: «Кобыз коркыта был похоронен с ним, и по воле Всевышнего кобыз играл кюи, как будто это играл сам Коркыт». В 1997 году во время реставрационных работ были построены также амфитеатр, пирамида желаний, музей, гостиница. Архитектурный ансамбль стал мемориальным комплексом. С 2000 года он работает как филиал областного музея. В 2014 году комплекс был полностью реконструирован. Было построено новое здание музея, администрации и другие объекты.
Памятник представляет собой четыре вертикальные стелы из курдайского гранита высотой 12 метров, с раструбами в верхней части. Каждая стела ориентирована по сторонам света. Расширяющиеся раструбы ассоциируются с кобызами. В центральной части – орган из сорока металлических труб, которые при ветре издают звуки, похожие на звуки кобыза. Если смотреть с высоты птичьего полета, то видно, что комплекс имеет очертания кобыза. Два здания – музей и администрация – это два ушка – регуляторы струны. Лестница – струны, памятник «Кошкар» служит специальной косточкой, которая приподнимает струны, а арка символизирует смычок кобыза. Скульптура «Кошкар» – это образ из древнеарийской и казахской мифологии, символ небесной удачи и защиты от злых сил. Поэтому формы всей скульптуры носят сложный характер.
Привлекает внимание несвойственный мусульманской культуре амфитеатр. По задумке Б.Ибраева, в нем должны были собираться все, кто почитает Коркыта, и соревноваться в горловом пении или исполнять кюи.
Это - не только казахская история. Это общетюркская легенда, миф, связывающий множество народов, населяющих бескрайние просторы от Алтая до Каспия. Согласно записям мудрецов древности, общий для всех тюркских народов мыслитель, оратор, музыкант Коркыт родился и жил в VII – IX веках в стране Баят, в городе Жанкент. Четыреста заветов и афоризмов Коркыта были напечатаны в Берлине немецким ученым Х. Ф. Дицем. Раз в четыре года в комплексе проходит музыкальный фестиваль тюркоязычных народов.
Фото из открытых источников.