В ОСНОВЕ СТРАТЕГИИ – ПРАГМАТИЗМ И РЕАЛИЗМ
«Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов как человеком, так и нацией в целом. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Мировой опыт показывает, что в обществах, чей менталитет и культурный код отличает высокая степень прагматизма, ценности модернизации воспринимались благожелательно, всецело поддерживались и в итоге успешно закреплялись. Там же, где ценность прагматизма была невысокой или прямо отвергалась, идеи модернизации воспринимались слишком упрощенно. И там разного рода «модернизаторы» подчас разворачивали развитие в противоположную сторону – к дикости, варварству и мракобесию. Так происходило везде, где установки развития базировались на преобладании в общественном сознании радикальных представлений, со всеми неизбежными негативными последствиями.
Об этом прямо упомянул Глава государства Н.Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». «История дает нам немало примеров, когда целые нации, ведомые несбыточными идеологиями, терпели поражение», – отметил он. Указывая колоссальные разрушительные последствия, к которым приводит радикализм в любой форме, глава государства призывает общество работать над развитием прагматических качеств.
О каких ценностях идет речь? Очевидно, это благоразумие, осмотрительность, сдержанность, умеренность, рационализм и бережливость во всем, а также душевное спокойствие. Сюда же нужно отнести дисциплину, планирование и ответственность за результаты, стремление к порядку и систематизации задач.
Автор сингапурского «экономического чуда» Ли Куан Ю в свое время особо выделял значение таких человеческих качеств как честность, порядочность и ответственность, а для общества – таких характеристик как многонациональность и равенство возможностей, оценка каждого индивида по заслугам, справедливая и прозрачная судебно-правовая система, перед которой все равны. Также выдающийся политик-прагматик ставил на первую строчку принцип справедливости в вознаграждениях, которые должны четко соответствовать труду, и недопущение столь характерного ныне для Западной Европы «синдрома шведского стола», когда, условно говоря, при фиксированной цене вы можете есть столько, сколько захотите. Ли Куан Ю справедливо полагал, что чрезмерная ориентация на льготы, гарантии и субсидии (типичная особенность современных «социальных государств») разрушает в человеке мотивацию к работе и успеху и снижает ответственность.
Действительно, пример фантастического развития Сингапура в последние 40 лет подтвердил огромное значение прагматизма как общественной ценности при модернизации государства. И этот пример разительно отличается от стран, где брали за основу несбыточную идеологию и попадали в плен утопических идей.
Люди, воспитанные на ценностях прагматизма, понимают, что для жизненных проблем не существует простых и абсолютных решений. Прямые и короткие пути в решении жизненных проблем, тем более таких масштабных, как модернизация общества, скорее, могут отдалять и затруднять их достижение, чем способствовать успеху. Такое понимание на уровне как индивида, так и всего общества действительно способно творить чудеса. История подтвердила это наблюдение.
«Мы – прагматики. Пробуем и, если получается, продолжаем. Не получается – отбрасываем этот подход и пробуем другой. Мы не привязаны ни к одной идеологии», – такова ещё одна базовая формула Ли Куан Ю.
Прагматики всегда руководствуются здравым смыслом, конкретными, ясно обоснованными целями и проверенными опытом действиями, а не какими-то модными абстрактными концепциями. Они не абсолютизируют ни прошлое, ни современность, ни какие-то модные веяния текущего дня. Для них главное – это следовать здравому смыслу, критически анализировать факты и поэтапно достигать поставленных целей.
История показала: в тех обществах, где возобладали ценности прагматизма и рационального подхода, где они стали органической частью мышления и поведения людей, процессы модернизации протекали быстро и наиболее успешно. Изменения общественных норм, законов, принципов взаимоотношений в них происходили постепенно и планомерно. Новое не противопоставлялось традициям, а рассматривалось как их продолжения и развития, как способ воплощения накопленного народом опыта в современных реалиях.
Нельзя сказать, что в странах с высоким уровнем развития прагматизма для решения проблем модернизации были идеальные условия. В мире вообще нет идеальных обществ – ведь человеческие пороки везде одинаковы. Однако известно, что конфликты между общественными группами в государствах с высоким уровнем прагматизма протекали в меньших масштабах, чем там, где преобладали ценности радикализма. Успешными примерами могут послужить не только страны Южной Азии, но и Великобритания, Голландия, Дания, ряд других страны Европы.
Фото из открытых источников.