ЛАТИНИЗАЦИЯ - ЭТО ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ
Глава государства Нурсултан Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» определил повестку дня на ближайшие годы: «Необходимо начать работу для поэтапного перехода казахского языка на латиницу. Он имеет свою глубокую историческую логику. Это и особенности современной технологической среды, и особенности коммуникаций в современном мире, и особенности научно-образовательного процесса в XXI веке».
Не могу не отметить, что статью отличают особая актуальность и важность проблематики. Это адекватный и оперативный ответ на вызовы динамично меняющегося современного мира. Нам крайне близка и понятна мысль о том, что необходимость адекватной модернизации во всех сферах жизни, в том числе и в образовании, должна быть осуществлена с учетом уникальных особенностей социокультурного пространства Казахстана, с учетом всех аспектов и особенностей казахстанской идентичности.
Постепенный переход казахского языка на латиницу, на мой взгляд, станет прогрессивным шагом на пути к самоидентификации. Ведь это не просто смена алфавита, это наш выбор, наше стремление быть частью открытого мира, нацеленность на прогресс. Переход на латиницу – это историческая необходимость для Казахстана, это еще одна возможность интегрироваться к мировым научным и технологическим процессам.
Известно, что латинский алфавит использовался у нас с 1929 по 1940 год, после чего был принят Закон «О переводе казахской письменности с латинизированной на новый алфавит на основе русской графики». Так что с полным правом мы можем говорить о возвращении к латинице.
Когда в декабре 2012 года в Послании народу Казахстана «Казахстан-2050» Глава государства сказал о необходимости перехода на латинский алфавит с 2025 года, это казалось какой-то далекой мечтой. Но время расставляет приоритеты. И сегодня мы видим, что переход на новый алфавит продиктован реалиями жизни, требованиями времени и не терпит отлагательств.
Саулет САХИЕВ,
заведующий отделом Центра общественного согласия, кандидат политических наук.