НАГРАДА – ПАМЯТЬ НАРОДА
«Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика. Культурно-географический пояс святынь Казахстана – это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Один из важных элементов каркаса национальной идентичности – духовные святыни Казахстана. На земле Сыра, которая является сердцем тюркского мира, находится мемориал Коркыта ата. Сотни паломников приезжают к мазарам и мавзолеям Хорасана ата, Айкожи ишана, Окшы ата, Калжана ахуна, Беркинбая калпе, Мусирали баба, Кунсугира ахуна, чтобы поклониться памяти предков, загадать заветное желание, излечиться от недугов.
Одно из таких святых мест – мавзолей выдающегося проповедника ислама, ученого-богослова и просветителя Марала ишана.
Марал баба посвятил половину жизни учению и пропаганде ценностей ислама. Мемориал расположен в 18 км от аула Жосалы Кармакшинского района. Мавзолей Марал ишан в своем плане построен в форме квадрата, здание двухкамерное, возведено из сырцового глиняного кирпича.
Ишан Марал в 1820-1821 году объявил войну «газауат» против российского правительства, а в 1841-1845 годы поддерживал освободительную борьбу хана Кенесары.
Детство Марал ишана проходит в батрачестве у Куланбай ишана. Ишан был очень наблюдательным человеком. Раньше всех познав природные дары своего подопечного, он рекомендует его очень уважаемому ишану Жаланаяк, проживавшему в это время в горах Жам. В очень скором времени он выделяется своими познаниями среди своих сверстников. Пройдя все испытания, он благополучно заканчивает учебное заведение. Однажды, после окончания школы Марал вместе со своими 7 последователями посещает дом одного богача. В доме бая они застают тяжелобольную невестку бая, находящуюся при смерти. Своим даром он исцеляет и спасает женщину от смерти. Благодарный бай отдает Марал бабе своего любимого коня по кличке Сары бауыр – светло-рыжий. Решив свой первый заработок подарить своему учителю, и посылает своего коня к горе Жам. Учитель остался доволен почтением своего ученика, и дает ему свое благословение.
Марал ишан ушел из жизни в возрасте 61 года во время поездки к родным местам. По завещанию его похоронили на Кармакшинской земле. Неподалеку от мавзолея похоронены его старший сын Калкай ишан, внуки Оспан ишан, Тобагабыл ишан, Каус ишан и Амит ишан. Все они были проповедниками ислама и оставили после себя научные труды, сыгравшие важную роль в приобщении местного населения к гуманистическим традициям одной из мировых религий.
Мавзолей Марала ишана – памятник истории и культуры местного значения, относящийся к XIX веку, является маленькой копией мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи. Строение квадратного плана состоит из двух камер и выстроено из сырцового кирпича, сверху имеется купол. Фасад строения ориентирован на юго-восток. Высота стены – 2,8, купола – 3,5 метра. Рядом с мемориальным комплексом расположен дом для приезжих, где есть комнаты для молитв и ночлега.
Фото из открытых источников.