КОКПАР - ПРАЗДНИК СИЛЫ, ЛОВКОСТИ И ВОЛИ
На республиканском фестивале «Ұлы дала руxы» по национальным видам спорта команда «Сейхун» Жанакорганского района заняла третье место по кокпару, передает kzvesti.kz.
Кокпар можно назвать важной составляющей богатейшего культурного наследия, которое передалось нам от предков. И отрадно, что в нашем регионе он развивается хорошо. Еще с древних времен собирались крепкие джигиты на конях, и всадники должны были сначала отнять у соперника, потом удержать тушу козла.
Кокпар сопровождает разные события аульной жизни – свадьбу, помолвку или рождение ребенка. Виновник торжества должен лишь предоставить специально приготовленную тушу козла. В нее иногда заливают до ведра воды, чтобы тяжелее была.
Почему именно козлиная туша? Потому, что шкура козла крепче, чем у барана. Кокпар может длиться часами, с утра до вечера, удача переходит от одной команды, к другой, порой от шкуры ничего не остается. Со стороны кажется, что несложное дело – тушу козла у соперника отнять. На самом деле тут только силой не возьмешь – нужны сноровка, ловкость и знание особых приемов. Настоящий кокпарше сначала поддастся противнику, изобразит неуверенность. А потом резко на себя тушу рванет! Тут важно момент выбрать – не поспешить, не опоздать, словом, рассказать об этом легче, чем исполнить.
У кокпара много разновидностей. Одной из самых популярных конных игр у народов Казахстана и Центральной Азии остается көкпар-көкбөрі, что в переводе означает «серый волк». Для кочевников злейшими врагами были волки, так как они наносили большой ущерб. Убить волка считалось большой удачей. Голову хищника преподносили главе рода, а тушу – на растерзание собравшимся людям. Со временем это превратилось в игру, а волка стали заменять тушей козла или барана.
В кокпаре участвуют джигиты одного или нескольких аулов. Нелегко приходилось всадникам, потому что туша козла (без головы) весила 30-40 и даже 50-60 кг. Бывало, за нее сражалось до тысячи человек. Аул, у которого в итоге состязания оказывалась добыча, считался победителем. Джигиты с «боевым трофеем» затем с гордостью ездили по дворам, принимая поздравления и подарки от сельчан.
Көкпар был любимой игрой кочевников еще во времена Чингисхана. Никто не видел в этой игре дикости или жестокости. Более того, считалось, что мясо козла, используемого в кокпаре, обладает целебными свойствами. Приготовленные из него блюда помогали избавиться людям от различных болезней.
В Жанакорганской специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва и в спортклубе «Жанакорган» работают секции кокпара. Их посещают более 80 юношей. Тренируют ребят Съездбек Сыздыков, Сламхан Боранбаев и Канат Абылбеков.
Сейчас их команда на республиканских соревнованиях в Петропавловске где защищает честь нашей области. Костяк сборной нашей области по кокпару составляют именно жанакорганские джигиты.
Фото М.Ибрашева.