ДРУЖБА И БРАТСТВО — ОСНОВА БОГАТСТВА
«Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Реальный опыт Казахстана в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений напрочь опроверг распространившиеся в последнее время идеологические суждения о неизбежности столкновения цивилизаций, о невозможности людей разных верований понять друг друга.
Казахстан, получивший свою независимость в процессе распада СССР, наследовал от прежнего обанкротившегося государства до основания разрушенную экономику и дискредитировавшие себя производственные отношения. Это создавало в общество и социальную, и межнациональную напряженность. Источниками ее были не только экономические проблемы, но и демографическое своеобразие казахстанского общества, которое характеризовалось преобладанием на территории Казахстана русскоязычного населения. Это был значимый политический фактор. Существовали серьёзные опасения, что значительная часть русскоязычных жителей могут в любой момент воспротивиться политическим шагам по реализации государственного суверенитета страны, ущемляющим их права – такие как право говорить на своём языке.
Практика показала, что подобные дискриминационные шаги во многих других республиках бывшего СССР действительно приводили к катастрофическим последствиям, вплоть до распада государств, образования непризнанных самостийных территорий. В общем, было чего опасаться.
Однако руководство Казахстана проявило политическую дальновидность. В первые же дни после обретения независимости перед государством во весь рост стали проблемы экономического характера. И очень важно, что на этом фоне, в отличие от многих других постсоветских государств, в нашем обществе не обострились межнациональные отношения. Это был огромный плюс, который обеспечил обществу возможности дальнейшего развития. Однако сохранение стабильности, межнационального согласия, братских отношений между всеми этносами страны требовало взвешенной и последовательной политики. Это требовало от руководства страны весьма деликатной, последовательной линии, ведущей к межнациональному согласию в обществе. Одной из таких мер оказалось принятие Закона о языках, в котором казахскому языку присваивался статус государственного, а русскому языку – статус межнационального общения.
На фоне стабильности межнациональных отношений в нашем обществе руководство Казахстана смогло всецело приступить к созданию основ независимого демократического государства.
Говоря об атмосфере национального согласия, которое царит в обществе со времени принятия Закона о языках и по сегодняшний день, нельзя не отметить то обстоятельство, что самым важным фактором, позволившим нам достичь межнационального согласия, стали толерантность, терпеливость, уживчивость и доброжелательность титульной нации – самих казахов. Это в первую очередь заслуга именно казахского народа, а затем – и всех остальных народов, что со времени создания нашего независимого государства мы живём без скольких-нибудь серьезных или заметных проблем на национальной почве.
В нашей стране все нации имеют возможность удовлетворять свои потребности по изучению своего языка, культуры, истории и традиций. Для этого созданы школы и детские сады. Есть все возможности развивать свой язык, свою самобытную культуру в центрах национальных диаспор при Ассамблее народа Казахстана.
Говоря о межнациональном согласии в нашем обществе, нельзя забывать и такой факт из истории, что очень многие народы и этнические группы, ныне проживающие в Казахстане, оказались на казахской земле в результате репрессий коммунистической империи, либо (уже позднее) – вследствие вынужденной эмиграции из-за войн и национальных конфликтов в сопредельных государствах. Это были немцы, корейцы, уйгуры, карачаевцы, калмыки, балкарцы, ингуши и чеченцы. Все эти народы были обвинены тогдашним репрессивным режимом большевистской страны в различных смертных грехах и, по замыслу авторов переселения, население Казахстана должно было встретить их враждебно.
Однако циничные ожидания сталинских палачей не оправдались. Несмотря на все трудности, казахи, сами находясь в стеснённом положении, к тому же, часто с угрозой для самих себя, делились как последним куском хлеба, так и углом и без того тесного жилья, чтобы спасти переселенцев. Обрекая себя на лишения, они совершали огромный человеческий и нравственный подвиг. Прошли многие десятилетия. Сменились уже поколения потомков тех людей, которых в скотских вагонах лютой зимой палачи НКВД везли в Казахстан на верную смерть. Людей, которые вместо гибели нашли на этой благословенной казахской земле спасение и вторую Родину. И новые поколения их потомков помнят великий подвиг казахского народа, сохраняют в своих сердцах благодарность. Именно в этом святом чувстве – секрет того единства и братства нашей казахстанской нации, ее сплоченности и миролюбия, доброты и щедрости, которые удивляют и поражают многих гостей страны.
Благодаря милости Всевышнего и доброжелательности казахов, все народы, которые были высланы в Казахстан, не только сохранили свой язык, традиции и культуру, но и обогатили их, развили их во взаимодействии с казахской духовной культурой.
Доброе дело, совершенное в тяжелые дни своей жизни, не может забыть никогда ни отдельный человек, ни целый народ. Вот почему память об этом поддерживала атмосферу дружбы и братства между народами Казахстана вчера и поддерживает сегодня.
Фото из открытых источников.