ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ
Казахстан взял курс на модернизацию, определил эту работу главным приоритетом. Глава государства показывает, как тесно этот процесс увязан с интеллектуальным, ментальным развитием общества. Обращает внимание на самые очевидные и важные аспекты модернизации. В контексте модернизации страны, нации речь идет о модернизации общественного сознания – необходимы прогрессивные изменения в самом образе жизни.
Вторым пунктом первого раздела – «О национальном сознании в XXI веке» – Президент определил прагматизм, коему советует поучиться у предков, которые не допускали расточительности, хозяйствовали рационально. И предостерегает: «Когда же нация и индивид не ориентированы на конкретные практические достижения, тогда и появляются несбыточные, популистские идеологии, ведущие к катастрофе». Напоминание о крахе трех главных идеологий прошлого века – коммунизма, фашизма и либерализма – исчерпывающе объективно. Вывод хлесток и прост: век радикальных идеологий прошел. И далее, в завершение логической цепи звучит вывод: «Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов как человеком, так и нацией в целом. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий». И в этом – отличие нашего Главы государства от многих политиков: четкая постановка задачи.
Прагматизм является направлением философской мысли, которое находит наиболее яркое выражение человеческой сущности в активном действии (pragma), что ведет к конкретному результату, успеху и преимуществу.
Именно поэтому «умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей – единственно успешная модель в современном мире». Прагматизм движет инновациями, а это значит, что без него путь модернизации любого общества будет труден и долог. История показывает, что в странах с высоким уровнем идей прагматизма, базовые составляющие модернизации воспринимались гораздо более позитивно и впоследствии всегда успешно закреплялись. Соответственно, в обществах, где прагматизм отвергался, отвергалась даже сама идея модернизации или в лучшем случае к ней относились крайне скептически. В статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства подчеркнул, что: «К сожалению, история дает нам немало примеров, когда целые нации, ведомые несбыточными идеологиями, терпели поражение». Поэтому воспитание в себе прагматических качеств – вещь первостепенная. Ведь прагматизм - это такое отношение к жизни, когда при принятии любого решения человек руководствуется практическими знаниями и накопленным опытом.
В этой связи хочется процитировать основателя сингапурского экономического чуда, Ли Куан Ю: «Чтобы разобраться в настоящем и не бояться будущего, человек должен знать прошлое, историю своего народа. Важно не только быть в курсе происходящего, но и понимать, почему это происходит именно так, а не иначе. Это справедливо как для отдельных личностей, так и для нации в целом. Личный опыт человека определяет, что ему нравится, а что нет, чего он ждет с радостью, а чего боится. Точно так же живет и нация: играет роль ее коллективная память, полученные сообща уроки от событий в прошлом, которые приводили ее к успеху или провалу. И если какие-то эпизоды напоминают пройденные уроки, нация также с нетерпением ждет их или страшится их развития». К этому остается лишь добавить то, что пример Сингапура полностью подтверждает необходимость наличия именно прагматизма как основной силы для модернизации государства, и наглядно показывает успешность этой модели развития, в отличие от той, что основана на несбыточных идеологиях и привела ряд стран к полному краху.
Ли Куан Ю говорил: «Мы - прагматики. Пробуем и, если получается, продолжаем. Не получается – отбрасываем этот подход и пробуем другой. Мы не привязаны ни к одной идеологии». Отталкиваясь именно от этого, развитые страны Юго-Восточной Азии не просто полностью решили вопросы модернизации, но и в кратчайшие сроки вышли на передовые рубежи в технологическом развитии и стали в один ряд с самыми развитыми государствами мира.
С конца 70-х годов ХХ века, прагматизм победил и в Китае. В следствие этого, китайцы возродили свои традиционные качества - расчетливость и деловитость. Победа над догматизмом, которым была пронизана идеология, царившая в КНР, нашла свое отражение в знаменитой фразе Дэн Сяопина: «Не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей». Что было дальше, всем известно – Китай достиг статуса второй экономики мира.
Поэтому, основываясь на исторических событиях и анализируя общемировые тенденции, Нурсултан Назарбаев в программе модернизации общественного сознания особенно подчеркивает, что век радикальных идеологий прошел.
Модель модернизации Казахстана эффективна, потому что она основана на философии прагматизма и на осознании ее необходимости. При этом новое не вступает в конфронтацию с многовековыми традициями. Модернизация ратует за современный путь развития казахстанского общества, но при безусловном сохранении его исконных ценностей. А успех такого симбиоза возможен, только лишь при условии преобладания в сознании казахстанцев идей и основополагающих ценностей подлинного прагматизма.
Фото из открытых источников.