ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Огромную роль в жизни современного человека и общества играют знания. Источником же знаний являются книги и учебники, которые охватывают различные сферы жизнедеятельности человека. Поэтому человечество веками накапливало знания и передавало из поколения в поколение. Именно они определяли уровень цивилизации и развития общества.
Заботой об интеллектуальном и духовном уровне казахстанцев пронизана инициированная Главой государства программа «Рухани жаңғыру», затрагивающая все сферы жизнедеятельности общества. Ее смело можно назвать своего рода идеологической платформой развития казахстанского общества на современном этапе и в долгосрочной перспективе.
Переведенные в рамках проекта 18 книг охватывают широкий спектр научных знаний, включая сферы философии, социологии, психологии, языкознания, экономики, менеджмента, предпринимательства, религиоведения, антропологии, журналистики, и другие.
Одна из них книга из сферы психологии, написанная двумя авторами - Дайаной Шульц и Сидни Элен Шульц? В учебнике собрано много интересных фактов об истории современной психологии с конца 19 века и до сегодняшних дней. Авторы изложили историю психологии в формате записок и кратких зарисовок по уже сформированным направлениям и научным школам мышления.
“Книга посвящена истории психологии, начиная с конца XIX столетия, когда эта наука стала самостоятельной независимой дисциплиной, и заканчивая нашими днями. Не игнорируя ранние философские школы мышления, мы сосредоточились на том, что непосредственно связано со становлением психологии как новой, отличной от других, области исследования. Мы представляем именно историю современной психологии, а не психологию и философию, которые ей предшествовали”, - пишут в предисловии авторы
В этой книге каждое течение рассматривается в взаимосвязи с событиями науки: открытия или идеи, которые предшествовали или следовали после. Одной из особенных характеристик научного труда стал дополнительный материал, который включает личную жизнь психологов, - они смогли достаточно ярко продемонстрировать, как их жизненный опыт отразился на развитии идей впоследствии. В книге собрано большое количество методических материалов, его можно использовать как научный справочник по психологии, как учебное пособие, но книга доступна и для более широкого круга читателей, благодаря легкости языка, которым она написана и обилию примеров, которые можно найти на ее страницах.
По словам авторам, они пытались изложить историю науки психологии в качестве истории идей и научных школ мышления, которые заложили великие умы. С 1879 года, который считается годом зарождения данного научного направления, многие ученые-психологи давали определения, которые очень разнились. Это случилось в связи с тем, что каждый из них был под влиянием господствовавшей на тот момент научной сферы.
Больше всего авторов интересовала та последовательность идей, которая и определила предмет изучения психологии, ее методы и цели.
Каждая из психологических школ рассматривается как течение, вырастающее из исторического контекста, а не как нечто независимое или изолированное. Этот контекст включает не только интеллектуальный «дух времени», но и социальные, политические и экономические факторы.
Каждое направление в психологии рассматривается с точки зрения его связи с предшествующими и последующими научными идеями и открытиями. Авторы в своем научном труде рассказывают о том, как развивались психологические школы - благодаря или вопреки сложившемуся порядку, и как формировались точки зрения, которые в конечном итоге привели к коренным изменениям в научных взглядах. По словам составителей труда, если оглянутся назад, то можно обнаружить некую модель, преемственность развития.
Психология не находится в завершенном состоянии, а постоянно развивается. Идет напряженная академическая работа, появляются новые переводы, переоценивается роль значительных для истории психологии фигур, анализируются возникающие проблемы, методы и теории.
Существенным дополнением к книге стала глава о проблемах пола и расы в истории психологии. В этой главе авторы уделили особое внимание этой теме. Эти проблемы сильно ограничивали возможности женщин и представителей этнических меньшинств получить высшее образование в области психологии и работу по специальности. Помимо прочего в книге рассказывается о так называемой «политике идентичности» - то есть об усилиях, направленных на искоренение дискриминации в области психологии. На протяжении всей книги упоминаются имена женщин-психологов и темнокожих ученых, внесших неоспоримый вклад в науку.
Концепция машины как метафоры человеческих функций расширена: в нее вошли не только часы и автоматы, но и примеры из медицины и техники. Вычислительная машина Бэббиджа рассматривается как предпосылка современного компьютера и первая попытка скопировать познавательные процессы человека: проводится параллель между концепцией эволюции и развитием машин.
Главу, посвященную когнитивной психологии, авторы также видоизменили обсуждением метода интроспекции, а также рассказом о том, как психологи вернулись к изучению когнитивного подсознания и сознания животных.
Материалы первоисточников, касающиеся структурализма, функционализма и бихевиоризма, существенно отредактированы с целью сделать их более доступными современному читателю. Статья о гештальт-психологии заменена отрывком из книги Келера, где описаны эксперименты, в которых животные решают проблемы, используя специальные приспособления. Статья о психоанализе взята из первой лекции Фрейда, прочитанной им в 1909 году перед американской аудиторией в университете Кларка. Во всех этих материалах представлен оригинальный текст изложения уникальных научных методов. Таким образом, мы получаем возможность узнать, что же изучали поколения студентов-психологов в прошлом.
Фото из открытых источников.