САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ: МАВЗОЛЕЙ УЯБАЯ АКЖАНУЛЫ
«…Малая родина – это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Кампания по реализации программы «Рухани жангыру» в области идет полным ходом. В регионе, например, активно идет работа по исследованию памятников истории и культуры. Достоянием общественности стали дополнительные сведения о Женте, Жанкенте, Сыганаке, Чирик-Рабате и других древних городищах. Археологические раскопки и последующее исследование артефактов говорят о высокой культуре наших далеких предков. В то же время немало еще неразгаданных тайн, которые таят в себе древние захоронения.
В двадцати километрах к востоку от аула Каракум Аральского района находится одно из таких захоронений. Местные жители говорят, что здесь находится усыпальница известного в казахской степи певца и мастера игры на домбре Уябая Акжанулы. По преданиям, это был один из тех людей, которых в казахской степи называли «сері» – музыкант, артист, который знал себе цену: отличался дорогой одеждой, гордой осанкой и всегда был в центре внимания. Его отец Акжан слыл известным в округе домбристом, он и воспитал в детях любовь к этому музыкальному инструменту. Уже юношей Уябай виртуозно играл на домбре, со временем освоил все нюансы игры на этом инструменте.
К сожалению, достоверных исторических сведений о появлении памятника нет. Если судить по устным рассказам и легендам, сооружение было построено полтора века назад, примерно в 1893 году. Такие выводы были сделаны после тщательного анализа событий тех лет и истории жизни известных людей. Младший сын Акжана Абат, который скончался в 1968 году, рассказывал, что в год, когда был построен мавзолей, ему было семь лет. Получается, что Абат родился в 1886 году, а мавзолей построили в 1893-м. Согласно тем же источникам, получается, что Уябай родился в 1868 году и умер в 1893-м.
В последние годы, по словам очевидцев, сооружение постепенно разрушается. Кирпичи, которыми были облицованы внешние стены, потеряли свой блеск, утрачиваются отдельные фрагменты общей композиции. Обвалились две трети большого купола.
Надгробное сооружение, которое отличалось уникальным архитектурным решением для своего времени, сегодня переживает не лучшие времена. Как считают местные жители, в первую очередь, его необходимо взять под охрану государства, а затем в рамках государственных программ провести капитальный ремонт и реставрацию. Если этого не сделать в ближайшее время, то можно потерять один из немногих архитектурных памятников на территории района, возведенных из жженого кирпича. Кстати, секрет изготовления такого кирпича до сих пор остается тайной.
По стилю строительства, его архитектурному решению, особенностям купола и орнаменту внешних стен мавзолей Уябая очень похож на мавзолей Бекетая би, который также находится в низовьях Сырдарьи. Схожесть наблюдается и в вертикальной кладке кирпича на стыке стен и купола. Очень похож и орнамент в виде небольших окон, обрамляющий купол. Потомок родного брата Уябая Балапана Куандык ага говорит, что мастер, скорее всего, был приглашен из Хивы. Мастер Абилбай, построивший мавзолей Бекетая би, говорил, что такой кладке его отец Нурымбет научился в Хиве, когда работал там, а Абилбай мальчишкой помогал ему.
Отцы и деды нынешних аксакалов рассказывали о том, что в годы сталинских репрессий на этом месте находили приют те, кто бежал от властей и голода. Но немало было случаев, когда это место становилось для людей последним пристанищем – в окрестностях находили многочисленные человеческие кости.
Фото /kzvesti.kz