САБИРА МАЙКАНОВА: В ЖИЗНИ И НА СЦЕНЕ
Яркая звезда казахстанского искусства, актриса театра и кино Сабира Майканова еще при жизни была признана великой. За более чем полувековую сценическую жизнь она создала целую галерею образов разного жанра. Ее творческий диапазон был необычайно широк: она одинаково убедительно сыграла как комедийные, так и драматические и трагические роли.
Сабира Майканова родилась в 1914 году в ауле Когалыколь (тогда аул №6) Сырдарьинского района Кызылординской области. Она не любила вспоминать о своем детстве. О трудностях и невзгодах, тяжкой доле девочки-сироты она рассказывает в своих воспоминаниях, опубликованных в книге известного казахстанского искусствоведа и литературного критика Аширбека Сыгая, составленной из дневниковых записей Сабиры Майкановой и воспоминаний ее современников.
В 1930 году Сабира приезжает в Алма-Ату и поступает в кооперативный техникум. Она участвует в кружке художественной самодеятельности: декламирует стихи, поет в хоре, особенно проникновенно она исполняла народную песню «Қараторғай». В столице, побывав в театре, она впервые увидела игру профессиональных актеров. С того момента ею овладела мечта о сцене. Судьба оказалась к ней благосклонной – на прослушивание она попала к Серке Кожамкулову. Маститый актер сумел распознать в обычной девчонке из аула незаурядный талант. Так в 18 лет, не имея профессионального образования, она была принята в труппу Казахского театра драмы имени М.Ауэзова. С тех пор Сабира Майканова связала свою судьбу со сценой, со ставшим ей родным коллективом театра.
Ее путь в театральное искусство начался с небольшой роли комсомолки Алтынай в пьесе Б.Майлина «Майдан» («Фронт»). Она сыграла свою Алтынай бойко, энергично. Юная актриса подкупала зрителя своей непосредственностью и обаянием. В этой роли она раскрыла характерные черты молодой казашки: прямоту, деловитость, сочетание пытливости и лукавства. Дебют юной Сабиры оказался столь успешным, что в последующие годы она стала одной из неизменных исполнительниц главных женских ролей и оставалась ею едва ли не до конца своей жизни.
Молодой актрисе доверяют играть значительные и ответственные роли: Рая в пьесе М.Ауэзова «Алма бағында» («В яблоневом саду»), Майра в пьесе И.Жансугурова «Турксиб». Создавая эти образы, актриса показала типичные черты казахской женщины, которые были свойственны в той или иной мере большинству ее современниц. Это был тот период, когда еще не определился окончательно ее собственный стиль и почерк.
Роль Любови Яровой в одноименной пьесе К.Тренева стала особым этапом в ее творческой биографии и открыла перед С.Майкановой широкий горизонт актерского мастерства во всем его многообразии. В те годы театр начинал работать по системе Станиславского. На его сцене ставились произведения русской, советской и зарубежной классики, а в спектаклях казахской драматургии чаще всего освещалась жизнь современного Казахстана.
С начала 40-х годов актриса начинает играть ведущие роли во всех постановках театра: Гульжамиля в спектакле «Ақ қайың» («Белая береза») по пьесе М.Ауэзова и А.Тажибаева, Алма – «Марабай» по пьесе Ш.Хусаинова. В эти годы театр начинает осуществлять постановки по произведениям мировой классики. В «Отелло» Шекспира Сабира играет роль Бианки. Ее Бианки – олицетворение искренности и чистоты, просто и откровенно она выражает свои чувства к Кассио. В «Ревизоре» Гоголя Мария Антоновна в ее исполнении глупая и наивная хохотушка.
В 40-е годы в театре идут постановки лучших произведений ведущих казахских драматургов: «Абай» М.Ауэзова, «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу» Г.Мусрепова, спектакли по сюжетам народных сказок и исторического фольклора. В спектакле «Алдар Көсе», где были заняты лучшие актеры театра К.Куанышпаев, С.Кожамкулов, Ш.Айманов, Сабира играла роль Даметкен.
Спектакль «Гроза» по пьесе А.Островского явился большим творческим достижением театра в освоении русской классики. В нем был задействован великолепный актерский состав: Х.Букеева, Ш.Айманов, Ж.Огузбаев. С.Майканова мастерски сыграла роль Кабанихи.
Много и хорошо снималась Майканова и в кино. И что ни роль, то шедевр: Макпал («Поэма о любви»), Гульбарша («Девушка-джигит»), Торгын («Мы здесь живем»), Даметкен («Сплав»), учительница Хадиша («Меня зовут Кожа»). В эти годы сформировался ее творческий почерк, актерская индивидуальность. Секрет успеха ролей С.Майкановой – в ее умении постичь особенности характера каждого образа, показать их социальную сущность.
ЕЕ НАЗЫВАЛИ «МАТЕРЬЮ ТЕАТРА»
Вся жизнь актрисы связана с театром имени Ауэзова. Она там не только работала – она служила этой сцене более 60 лет, создав около полусотни самых разных образов. Драматическая актриса на сцене, Сабира Майканова была веселым и жизнерадостным человеком в жизни, никогда не вела закулисных разговоров и все, что думала, высказывала прямо в лицо. Человек кристальной честности и порядочности, она в течение 19 лет была парторгом театра. Актеры называли ее «матерью театра».
Вспоминает Асанали Ашимов, тогда молодой актер: «За себя и свою семью она не умела хлопотать, но в театре благодаря ей были сохранены многие молодые семьи, оказавшие¬ся на грани развода, а уж как она выбивала нам квартиры! Как-то я пожаловался, что нам тесно впятером в полуторке. Ничего не ответив, она в один прекрасный день взяла себе в подмогу академика Смета Кенесбаева и пошла с ним на прием к Есену Дуйсенову– главе города. Вскоре я получил трехкомнатную квартиру в центре» (из книги А. Сыгая о Сабире Майкановой).
ВОПЛОЩАЯ ОБРАЗ МАТЕРИ
В творческой биографии С.Майкановой красной нитью проходит тема матери. Созданные ею образы матерей отличаются благородством, самобытностью и уникальностью. Через эти образы актриса утверждает тему борьбы с насилием, тему подвига, чести и достоинства человека, тему высокого гуманизма. Таковы ее Улжан, мать великого поэта-просветителя Абая Кунанбаева («Абай» Ш.Айманова), Зейнеп, мать выдающегося казахского ученого и просветителя Шокана Уалиханова («Шоқан Уалиханов» С.Муканова), Макпал («Қозы Көрпеш — Баян Сұлу»), Дамели («Ақан сері – Ақтоқты»), Толганай («Материнское поле» Ч.Айтматова). Чтобы правдиво воссоздать образы Улжан и Зейнеп, матерей Абая и Шокана, актриса много читала, беседовала со старшими, чтобы представить все особенности характера женщины той эпохи, проникнуть в образ ее жизни и мыслей.
Специально для актрисы писатель Дулат Исабеков написал пьесу «Наследники». В ней рассказывается о старушке, которую родственники хотят лишить собственного дома. Премьера состоялась в 1982 году. Сабира Майканова настолько прониклась ролью, что отказалась от второго состава. Так до конца жизни оставалась единственной исполнительницей этой роли. Спектакль сошел со сцены вместе с ней. И только спустя годы после смерти актрисы он вновь появился в репертуаре театра.
Вершиной таланта актрисы является роль Толганай в спектакле «Материнское поле», поставленном режиссером А.Мамбетовым по одноименной повести Ч.Айтматова. В эту роль актриса вложила всю силу и страсть своего таланта, сердце женщины, матери, человека. Посредством образа Толганай она выразила свою любовь к людям, жизни. Как вспоминал народный артист Райымбек Сейтметов, который играл в спектакле по пьесе Ч.Айтматова «Материнское поле» Жайнака, младшего сына Толганай: «Сабира апай прижимает мою голову к груди, и я ощущаю теплоту и запах моей матушки. И мне хочется плакать».
Толганай – любимая роль актрисы. Работа над этой ролью принесла ей много радости, дала почувствовать, как никогда, как тяжел актерский труд, и как бесконечно его счастье, когда он понят и принят зрителем. В постановке режиссера Азербайжана Мамбетова этот спектакль побил все зрительские рекорды.
Театроведы говорили, что актриса не играла, а прожила на сцене свою Толганай. Она была словно создана для этого образа. Говорят, что сам Айтматов признавал в этой роли только Майканову. Близкие ей люди вспоминали, что на этот спектакль она уезжала обычно с повышенным давлением, и за те несколько часов, что была на сцене, даже худела, а потом, без остатка отдав себя зрителю, болела несколько дней. Именно в этой роли проявилась вся мощь ее актерского таланта. В исполнении Майкановой Толганай стала обобщенным образом матери, воплощением мудрости и простоты.
За эту роль ей была присуждена Государственная премия. В 1945-м С.Майканова была удостоена звания заслуженной, а в 1958-м – народной артистки СССР. Великая актриса, она взволновала и покорила сердца зрителей и навсегда осталась в истории театрального искусства.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА.