ДУХОВНАЯ ПЛАТФОРМА «МӘҢГІЛІК ЕЛ»
«В чем был, на мой взгляд, главный недостаток западных моделей модернизации XX века применительно к реалиям нашего времени? В том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учета их особенностей. Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Программная статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» встретила широкий отклик среди казахстанцев, и, в частности, жителей земли Сыра. Она пронизана заботой об интеллектуальном и духовном уровне казахстанцев, затрагивает все сферы жизнедеятельности общества. Ее смело можно назвать своего рода идеологической платформой развития казахстанского общества на современном этапе и в долгосрочной перспективе.
Идентичность всегда формируется на основе той национальной парадигмы, от которой зависят ценностные ориентиры людей и которая, в конечном счете, определяет направление развития общества. Идентичность для каждого человека – очень тонкое понятие с психологической точки зрения, это некий внутренний ценностный код, формируемый на пересечении национально-исторической, социально-психологической, социо-культурной, политико-культурной и других сфер. В этот код могут входить установившиеся, закреплённые веками особенности национальной культуры, этнические характеристики, обычаи, определяющие принципы взаимодействия между людьми, верования и мифы, нравственные императивы и многое другое.
Национально-культурная идентичность тесно связана с понятием «национальный характер», которое подразумевает представления людей о себе, о своём месте в мире, о моделях поведения – то есть о том, как нужно правильно жить и взаимодействовать с внешним миром. Невзирая на навязчивое желание некоторых политиков стереть эти различия, «унифицировать» национальный код жителей разных стран и континентов, сделать это у них вряд ли получится. Потому что каждый народ стремится сохранять свой национальный код, и это стремление проявляется тем сильнее, чем активнее процессы экономической глобализации воздействуют на разные страны и общества. И для нас в Казахстане сохранение своей национальной идентичности становится жизненно важным, от этого зависит будущее общества. А для сохранения ее особенно важно соответствие внешнего и внутреннего, формы и содержания, проявления и сущности. Важно обеспечить гармоничное восприятие каждым жителем Казахстана себя и своего места в этом мире в контексте общих нравственно-исторических ценностей.
А для того чтобы это самоощущение людей действительно было гармоничным, нам очень важно отделять национально-культурную и гражданскую идентичность от понятия простой этнической самоидентификации. Следует понимать, что в Казахстане живут люди более 100 этносов. Представители каждого из них – например, казахи, русские, турки, азербайджанцы, немцы, корейцы, уйгуры и многие другие – несут в себе, в своих семьях ценности и традиции своего этноса. Но, вместе с тем, все они ассоциируют себя с общей казахстанской идентичностью, с единой системой ценностей и культурно-нравственных ориентиров, характерной для всего казахстанского общества. С этой точки зрения можно сказать, что этническое самоопределение человека – понятие более узкое, ибо оно связывает его только с конкретным этносом. Тогда как понятие национально-культурной идентичности казахстанцев значительно шире. Оно вмещает в себя не только этнические ценности и традиции, но и базируется на самоощущении человека как гражданина, как части единого народа (нации).
При этом также важно понимать, что исторически наша общая гражданская и национально-культурная идентичность во многом сформирована на основе ценностных приоритетов основного этноса, на традициях и философии казахского народа. Это характерно для многих полиэтничных государств, а для Казахстана это вообще естественно, поскольку так сложилась его история. За многие века, а особенно за десятилетия советской эпохи эта земля стала родиной для многих поколений людей самых разных этносов и вероисповеданий.
По разным причинам, волею судьбы оказываясь на этой земле, эти поколения впитывали в себя культуру и философию Великой Степи. И сегодня можно сказать, что практически все люди, живущие в Казахстане, являются ее носителями. Эта вековая философия – она и составляет то, что мы сегодня называем философией Мәңгілік ел – Вечной страны. Это и есть та духовная платформа, на основе которой строится формирование казахстанской идентичности для новых подрастающих поколений жителей нашей страны.
Фото из открытых источников.