ДУХОВНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ – УСПЕХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Духовное возрождение Казахстана началось не сегодня. За 25 лет независимости нашей республики проделана большая работа. Еще в 2009 году в своем выступлении на III Съезде Лидеров мировых и традиционных религий Глава государства отметил, что сегодняшнее «новое мироустройство немыслимо без высокой нравственности и духовности. Именно они должны стать главными механизмами посткризисного переустройства мира. Все лучшее, что есть в культуре каждого народа, должно быть достоянием всего человечества, и что «...без перемен в сознании, без твердого соблюдения моральных норм и высших нравственных принципов кризиса не преодолеть! Лишь справедливый миропорядок может стать основой процветания человеческого общества!». В рамках программы «Культурное наследие» обновлены историко-культурные памятники, в рамках еще одной программы – «Народ на волнах истории» – собраны самые важные документы, касающиеся истории нашего народа и страны.
Сегодня предстоит еще более масштабная работа в этом направлении. В программной статье Президента РК Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» предложил ряд важных мероприятий, направленных на духовное обновление всего казахстанского общества, а именно: расширение границы национального самосознания, при этом сохранив главное в национальном менталитете.
В настоящее время наблюдается огромный интерес к опыту прошлого, имеющийся в обществе, через обращение к которому возможны усилия для разрешения новых возникающих проблем настоящего. Казахстан, занимая обширное евразийское пространство, как в прошлом, так и в настоящем является, по мнению многих исследователей, средоточием мощных цивилизационных процессов. На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт в области обучения и воспитания подрастающего поколения, выработали своеобразные обычаи и традиции, правила, нормы и принципы поведения, где несущим каркасом в духовной культуре народа является Человек. Основой его духовно-нравственных ценностей стали гуманность, милосердие, доброжелательность, гостеприимность, открытость, миролюбие, и безусловно, толерантность, так как данное понятие есть органически присущий казахскому обществу этический принцип, ее важнейшая и характерная особенность.
История и культура казахского народа, хранит в себе уникальный опыт выживания, в самых сложных условиях. Способность кочевников ориентироваться в пространстве являлась жизненной необходимостью, поскольку род хозяйственной деятельности требовал непрерывных перемещений в границах обширных кочевых территорий. Его открытость вызывало постоянную готовность преодолевать все встречающиеся на пути препятствия. Вследствие чего сформировалась система, закаленная различными способами жизнедеятельности и внешними воздействиями как природными, климатическими, так и экономическими, военными.
Известно, что успешный бренд – это мощное выражение культурного имиджа, выполняющий важную миссию: воспроизводить черты характера национальной культуры и тем самым поддерживать культурное многообразие в мире. Во многих отношениях он несет ответственность за культурный код, за пропаганду уникальности в мировом сообществе. Так, культурными брендами Казахстана стали памятники «Алтын Адам» («Золотой человек»), мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави, Отрар, Туркестан, труды выдающихся ученых мыслителей прошлого, которые по праву считаются жемчужинами мировой гуманистической духовной культуры: Аль-Фараби, Коркыта ата, Абая, Шакарима, памятники устного народного творчества. Одна из самых популярных и знаковых лиро-эпических казахских поэм «Кыз-Жибек» включена в мировое культурное наследие по линии ЮНЕСКО.
В современных реалиях, необходимость осознания интересов государства является залогом его успешного функционирования на мировом цивилизационном уровне. Говоря о сущностных идеях созидания и укрепления национальной государственности, Президент Н.А.Назарбаев подчеркивает, что доминирующей является идея единства и целостности народа Казахстана. «Духовное начало – это сила, которая сплачивает нацию в единое целое. Чем сильнее дух народа, тем выше перспективы его государственности. Это – главный двигатель истории и нашей судьбы…».
Общеизвестно, что духовность есть общечеловеческая ценность, и поэтому она представляет собою интегральное качество, обусловливающее целостность личности, высокий уровень ее развития. В традиционно философском понимании духовность включает три начала – познавательное, нравственное и эстетическое. Трем данным способностям человеческой природы соответствуют три сферы духовной деятельности – созидающие научное знание и философию, нравственность, искусство. Им, в свою очередь, соответствуют духовные ценности, относимые к разряду высших – истина, добро, красота.
В истории человечества выработались и три «чистых» типа духовных творцов – познающий (мыслитель, мудрец, ученый), праведник (святой), художник (поэт, композитор, музыкант, живописец и т.д.). Все эти стороны образуют то, что называется духовной жизнью, духовным поиском. По своей сути добро, истина и красота – экзистенциальные константы в духовных исканиях людей, различные способы обретения одного и того же – высшего смысла жизни, согласия с собой и миром, гармонии. И хотя взаимоотношения их между собой складывались весьма непросто в истории духовной жизни людей, можно определенно сказать, что нравственность является ядром, нервом духовности.
Продолжая характеристику понятия «духовность», отметим, что в своих трудах казахстанские ученые-философы отмечают, что критериями духовности является поведение человека, его отношение к самому себе, к окружающим людям, к труду, к любви, к обществу и Отечеству. И.Ергалиев, А.Косиченко духовность определяют как одну из главных особенностей внутреннего мира человека, как способность человека вбирать в себя все самое лучшее на свете. Духовность – это нравственное начало в человеке, являющееся воплощением всей совокупности ценностей личности для общества, для людей, для самого себя. Она – отражение в психике человека его бытия, отражение его в сознании, высокая мера приобщения к культуре общества. Для более детального рассмотрения данной категории необходимо касаться глубины и гибкости ума; возвышенности чувств, благородства души, деликатности в отношении к людям, стремления улучшить и облагородить свой внутренний мир и окружающую среду. Духовность – это готовность человека свои лучшие качества, как интеллект, талант, мастерство, внутренний мир, направить на благо окружающей среды и всех людей». Только в этом случае человек способен развиваться духовно, в противном случае он будет далек от духовного развития.
Мы склонны рассматривать духовность человека как синтетическую категорию, как тонкое и сложное единство многих качеств человеческой личности, как нечто, поддерживающее ее целостность. Согласно проделанному анализу понятия «духовность», опираясь на частоту употребления, отдельные его признаки можно расположить в такой последовательности: свобода, добро, стыд, жалость, любовь, творческая активность, истина, разум, воля, интеллект. Ядром духовности считается «нравственность».
«Нравственность» понимается как благонравие, согласие с абсолютными законами правды, долгом, честью, чистой совестью гражданина. Философский энциклопедический словарь определяет «нравственность» как мораль, как один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Воспитание можно рассматривать как незаменимый инструмент обучения нравственности. Преподавателю вуза, работающему над формированием и совершенствованием духовно-нравственной культуры обучающегося – студенческой молодежи, нужно понимать, что нравственность, ее принципы – это не только и не столько способы регулирования общественного порядка, сколько средства духовного развития человека. Так как в содержание нравственного воспитания включают и совесть, стыд, скромность, сочувствие, сострадание, милосердие, непримиримость к злу, любовь, ответственность за свои дела и слова. Исходя из этого, можно констатировать, что нравственность – это духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение правил, определяющих поведение человека. В современных условиях важным элементом формирования духовно-нравственного воспитания молодого поколения являются культурно-образовательные организации, как библиотека, театр, музеи и т.д. Так, например, создание в школах и вузах музейно-образовательной среды будет способствовать воспитанию у молодежи ряда важных личностных качеств, как: развитие нравственной культуры; воспитание исторического и национального самосознания; воспитание художественного вкуса; становление духовности личности.
Со дня обретения Казахстаном независимости, одним из важных векторов государственной политики стало создание новой модели казахстанской системы образования с учетом складывающихся политических, экономических и социальных условий. За основу реформирования и модернизации образования была взята система образования развитых стран, предусматривающая программную дифференциацию, ориентированную на переход от «образования для всех» к модели «образование по выбору», «образование в течение всей жизни».
Современная казахстанская система образования находится в стадии динамичного обновления. Система образования развивается в направлениях повышения её дифференцированности, вариативности, интегрированности образовательных программ, гуманизации и гуманитаризации образования. Сегодня большинство образовательных учреждений работает в режиме инновационной деятельности. Для республики в русле современных образовательных идей перспективно рассмотрение так называемой личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей продуктивное развитие обучающегося, повышение возможностей формирования личности, ее адаптации в современном динамичном обществе.
Изменения, происшедшие в Казахстане за последние годы, это – появление инновационных образовательных учреждений, как Назарбаев Университет, Назарбаев Интеллектуальная школа, внедрение в педагогический процесс новых конструктивных технологий обучения; переход на 12-летний цикл обучения в общеобразовательной школе, переход на многоуровневую подготовку специалистов – бакалавриат, магистратура, PhD докторантура; обучение студентов по академической мобильности, внедрение трехъязычия, повышение квалификации педагогов через созданные Центры «Орлеу» и Педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», внедрение обновленного содержания образования в средней школе, переход на дуально-ориентированную форму обучения, создание прикладного бакалавриата и др.
И вот новая страница в развитии государственного языка – Указ нашего Президента от 27 октября 2017 года о переходе казахского языка на латинскую графику, все это – этапы духовной модернизации казахстанского образования, это доступ к самым современным достижениям науки и техники, это залог успешного и благополучного будущего нашей казахстанской нации. «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане».
Сегодня в образовательных учреждениях Казахстана, в том числе и в высшей школе, весь педагогический процесс направлен на воплощение главных направлений «Стратегии Казахстан-2050», Государственной программы развития образования страны на 2011-2020 годы, а в целом на воплощение национальной идеи «Мәнгілік Ел», направленной на в первую очередь на сохранение целостности республики как социального организма на уровне нации и общества, и во-вторых, на укрепление гражданской и духовной, этнической и национальной идентичности, ускорение социокультурной и социопсихологической активности населения. Идея «Мәнгілік Ел» во главу всех приоритетов развития казахстанского общества ставит нравственно-духовное возрождение страны. По мнению ученых, нравственно-духовное возрождение Казахстана должно основываться на: 1) стимулировании самоорганизации интеллектуальной силы казахского народа, народа Казахстана и мощи казахстанской культуры; 2) обновлении духовного, научно-интеллектуального, научно-творческого и художественного потенциала нации и страны; 3) повышении гуманистической ориентированности системы образования, воспитания и участии граждан Казахстана в деле возрождения национальной культуры. Кто проходит школу умственного и нравственного обучения, тот может стать внутренне самостоятельным. Исходя из этого, сегодня в образовательных учреждениях необходимо мотивировать и стимулировать не только духовно-нравственное обновление сознания обучающихся, но и обновление их научно-интеллектуального, научно-творческого и художественного потенциала. Так как образование в современных условиях предстает как мощное средство демонстрации интеллектуального потенциала на мировой арене.
Безусловно, «идеалы – это высшая духовная ценность нашего общества. Необходимость целенаправленно воспитывать нравственные идеалы у подрастающего поколения диктуется не только психологическими особенностями формирования личности, но имеет и более широкое социально-политическое обоснование». У каждого народа есть свои герои, а вот такого, как Коркыт, не встретишь, он неповторим, такой необычный. Идеей духовного обновления сознания и деятельности человека пронизана вся жизнь Коркыта ата. Мы гордимся, что наш университет носит имя великого мыслителя. Коркыта ата – это ученый-мыслитель прошлого, труды которого по праву считаются жемчужинами мировой гуманистической духовной культуры. На сегодня «Китаби деде Коркут» («Книга моего деда Коркута») на языке племен «огузов» представляет единственный письменный памятник средневекового эпоса тюркоязычных народов. По выражению известного казахского писателя М. О. Ауэзова «…мелодии Коркута, и созданный им кобыз, пошли странствовать по земле, а имя Коркута осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей». «Если Коркыт был символом тюркского единства в прошлом, то в настоящем их надежда на будущее. В учении Коркыта тюркский дух неиссякаем и бессмертен», – отмечает доктор филологических наук, профессор С.Акатай. В действительности легендарный Коркыт через века поражает мудростью весь мир.
Сегодня, когда нашему обществу необходимо, как сказал наш Президент, «сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой нацией сильных и ответственных людей», важно сохранить «свою культуру, собственный национальный код», свое духовное начало. Жизнь великого мыслителя Коркыта ата – хороший пример для овладения каждым человеком ценностями и опытом, связанными как с материальным, так и с нематериальным существованием человека, как признание единства научного и религиозного, рационального и религиозного, земного и космического.
Таким образом, духовное обновление сознания человека – это, во-первых, формирование нравственной позиции во взаимодействии с людьми, определение своего отношения к религии, проба сил в гуманистических поступках, определение своих возможностей в эстетической деятельности. Основным регулятором этих отношений, безусловно, является нравственность каждого из нас, те моральные нормы, которые и определяют наше поведение в различных ситуациях в частности и в жизни в целом. И, во-вторых, духовное обновление сознания человека – это успех развития образовательной системы общества. Сегодня образование в Казахстане – это «фундаментальный фактор успешности нации в будущем», и потому одна из главных задач учителей и преподавателей вузов – культивировать ценность образования и инновационного мышления – должна решаться благодаря осуществлению ими целенаправленной работы по воспитанию высокообразованной, интеллектуальной молодежи на принципах общечеловеческих ценностей, в духе нового казахстанского патриотизма и национальной идеи «Мәңгілік Ел».
Материалы полосы подготовлены авторским активом ученых Кызылординского государственного университета имени Коркыта ата.
Шарбан МАЙГЕЛЬДИЕВА,
доктор педагогических наук,
профессор кафедры педагогики и психологии Кызылординского государственного университета им.Коркыта ата.