ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ
Одним из путей сохранения национальной идентичности Глава государства Нурсултан Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» называет национальные традиции и обычаи нашего народа, его язык, музыку, литературу и свадебные обряды. Сюда же можно отнести национальное прикладное искусство.
Специалисты называют множество жанров, в которых работают народные умельцы. Например, житель Аральского района Кудайберген Кульмамбетов изготавливает музыкальные инструменты, ювелирные изделия, оружие, сувениры. Все свои силы и талант он вкладывает в возрождение и развитие народных ремесел.
Более полувека минуло с того дня, когда Кудайберген впервые взял в руки инструмент и изготовил свое первое изделие.
Есть казахская пословица: «Ұяда не көрсең ұшқанда соны ілерсің». Смысл ее таков: то, что видел еще ребенком, становится для человека примером, которому он следует всю жизнь. Так получилось и с героем нашего материала. С малых лет Кудайберген все свое время проводил в мастерской рядом с отцом. Когда подрос, поставил себе цель – стать таким же мастером, как отец. Он упорно учился технике резьбы по металлу и дереву, искусству литья украшений и оружия. Как самое дорогое хранит Кудайберген первые инструменты, которые оставил ему отец. Помнит уроки отца и других мастеров, открывших ему секреты древнего искусства.
Как рассказывает Кудайберген, были мастера, которые не подпускали в мастерскую детей, всячески старались оберегать их от своего ремесла. Причина в том, что в то время власти не особо поддерживали такие инициативы – якобы, мастера часто работали и с драгоценными металлами. Однако это не касалось Тагжана Кульмамбетулы, который все время держал сына рядом и постепенно передавал ему свое мастерство. Причем старался делать это тайно и требовал от сына, чтобы никто об этом не знал. Так оно и получилось – о том, что мальчик познает премудрости ремесла отца, не знали ни соседи, ни в школе.
– Пусть это станет делом всей твоей жизни, – говорил он.
В год, когда Кудайбергену исполнилось 14 лет, ушел из жизни отец. Другой бы на месте мальчика растерялся. Однако он решил, что с уходом отца его дело не должно угаснуть, мастерская должна продолжать работать. И продолжал мастерить, вырезать, отливать – делал все, чему учил отец. Со временем пришел опыт, появился свой неповторимый почерк в изготовлении различных предметов. Кудайберген с гордостью говорит о своей родословной. Его предок по отцу – известный в этих краях Арал батыр – сподвижник знаменитого Жанкожи, командовал одним из отрядов легендарного казахского полководца. Деда Кульмамбета за справедливость в решении спорных вопросов люди избрали волостным. А вот отец Тагжан Кульмамбетулы, как говорилось выше, был известным на всю округу мастером. Он считал, что этот дар передался ему от нагаши – родственников по материнской линии. Украшения, предметы быта и другие изделия народного ремесла, изготовленные его руками, пользовались большим спросом у людей, населявших в те времена низовья Сырдарьи.
Жил отец в ауле Темирши на берегу озера Камбаш. В начале прошлого века построили железную дорогу, и аул стал называться станцией Камбаш. Сегодня рядом с населенным пунктом есть небольшая сопка Темирши-тобе, где покоится прах отца и других родственников.
Нередко за изделиями, изготовленными руками К.Кульмамбетова, приезжают люди из отдаленных аулов, других районов и Кызылорды. Украшения, мечи, седла, портреты из кожи и другие работы мастера сегодня можно увидеть в музеях ряда казахстанских городов. На кольца, браслеты, серьги, музыкальные инструменты, наборы посуды и другие изделия во все времена был огромный спрос. Причем материал использовался самый разный – от дерева, рогов домашних животных до драгоценных металлов. Кудайберген, пожалуй, единственный в своем роде мастер, который смастерил костяную домбру…
В старину, когда выдавали замуж девушку, обязательным атрибутом приданого был сундук с подставкой, который иные мастера умудрялись сделать настолько красивым, что невозможно было оторвать глаз. Около тридцати различных узоров из металла, которые отец изготавливал в кузнице, после его смерти достались Кудайбергену. Каждый из этих узоров имел свое название: след верблюжьего копыта, птичье крыло, купол, двойное сердце… Он аккуратно наносил эти узоры на жесть, вырезал их, а затем покрывал стенки сундука. Сестра Канзипа красила их в различные цвета, после чего сундук преображался на глазах.
Впрочем, дар художника в Кудайбергене пробудился еще в детские годы. В школе за считанные минуты он мог нарисовать плакат, портрет, оформить стенд. Он легко мастерил сундуки, стулья, оконные, дверные блоки и другие нехитрые приспособления. На одной областной выставке работ юных талантов занял первое место.
В нынешнем году Кудайбергену исполнилось 64 года. Это возраст, когда большинство мужчин уходит на заслуженный отдых. Однако для мастера, отдавшего всю свою жизнь творчеству, это время, когда необходимо пополнять ряды своих учеников, открывать свою школу. Он еще полон сил и творческих планов. В ближайшее время собирается объездить ближние и дальние аулы, чтобы встретиться с оставшимися в живых мастерами, потомками тех, кто ушел из жизни. Также мастер планирует искать в аулах талантливых детей, чтобы показать свою мастерскую и рассказать об особенностях этого ремесла. Заодно планирует искать в аулах старинные предметы национального быта.
Имя его сейчас известно во всей республике – не раз со своими изделиями выезжал на республиканские выставки. Его ученики К. Кульмамбетова Шайхислам Магауяулы и Курмангазы Бектурсынов со своими изделиями побывали в Астане на выставке «ЭКСПО-2017», где получили высокую оценку.
Источник: kzvesti.kz