СОЗДАВАЯ МЕЛОДИИ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ
В казахской степи творчеству жырау отводилась особая роль. В своих песенно-поэтических творениях они философски осмысливали жизнь народа, в художественной форме давали оценку происходящим в стране событиям, выражали свое отношение к правителям и проводимой ими политике с позиций простых людей. И потому их влияние на народные массы было огромным. Это были глубоко одаренные личности, которые наряду с незаурядными импровизаторскими способностями воплощали в себе талант рассказчика, актера, певца, музыканта, а также виртуозно владели музыкальными инструментами.
Яркое отражение искусство жырау нашло в Приаралье. В низовьях Сырдарьи их прозвали «Сыр сүлейлері». Древняя, овеянная легендами земля Сыра стала родиной выдающихся мастеров песенного импровизаторского искусства, традиции которого берут начало с творчества великого Коркыта. Родиной ста жырау прозвали в народе Кармакшинский район. Здесь жили и творили выдающиеся акыны и жырау Ешнияз сал, Балкы Базар, Дур Онгар, Кете Жусуп,Жиенбай, Омар Шораяк, Турмагамбет, поэтические традиции которых нашли отражение в творчестве Нартая, Манапа, Нуртугана, Сарсенбая.
Всенародной любовью и признанием пользовался Турымбет жырау Салкынбайулы, больше известный под именем «Бала жырау».Он родился в 1868 году в третьем ауле волости Жамансыр Казалинского уезда (ныне аул Актобе Кармакшинского района). Его отец Салкынбай был человеком среднего дос-
татка, довольно известным в Каракумах, где поныне есть местечко, названное в его честь «Салқынбай құмы» («Пески Салкынбая»). Из четырех сыновей Салкынбая двое старших – Жадыра и Турымбет – с детства проявили способность к музыке. Старший брат, признавая талант младшего, со словами «Хватит для семьи и одного жырау» отдал пальму первенства
Турымбету, который не только прекрасно играл на домбре, сочинял стихи, но и обладал даром привлекать внимание слушателей.