ИДЕНТИЧНОСТЬ - ОСНОВА ДУХОВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
«Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. Здесь есть два момента. Во-первых, это изменение в рамках национального сознания. Во-вторых, это сохранение внутреннего ядра национального «Я» при изменении некоторых его черт».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой нацией сильных и ответственных людей. Идеи и задачи, обнародованные в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», нашли горячий отклик в сердцах казахстанцев.
Программная статья Главы государства поднимает весомый пласт вопросов, касающихся дальнейшего формирования и укрепления казахстанских ценностей, национальной идеологии, трансформации общественного сознания и духовной модернизации нации. «Общественное сознание требует не только выработки принципов модернизации, но и конкретных проектов, которые могли бы позволить ответить на вызовы времени без утраты великой силы традиции», – особо подчеркивается Нурсултаном Назарбаевым.
На сегодняшний день процессы глобализации приводят к постепенному сближению народов, государств и культур. И если раньше многие государства проводили политику самоизоляции, то теперь практически все они оказались в условиях контактов и взаимозависимости. В современном мире существуют международные организации и учреждения, регулирующие политические, культурные и экономические отношения между странами и народами. Существующая глобальная система очень сложна, многообразна и далеко неоднозначна. В данную систему входят страны и народы, находящиеся на разных уровнях развития, имеющие свои, непохожие друг на друга, национальные традиции, культуру и религиозные убеждения. Все это автоматически приводит к появлению новых проблем, которые человечество еще не научилось решать в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.
Активные сторонники глобализации настаивают на всеобщей интеграции. При этом они забывают о том, что интеграционные процессы носят сложный, а подчас и просто противоречивый характер. Ярким примером этого является Европейский союз, который кроме координации общих действий по тем или иным вопросам политики и экономики, пока не может похвастаться свершившимся фактом полной интеграции европейских народов. Достаточно вспомнить Brexit (решение о выходе Великобритании из ЕС). Что будет дальше, пока не известно. И вопросов больше чем ответов. Будет ли это конфедерация? Исчезнут ли немцы, французы, итальянцы и другие народы, ради того, чтобы на их месте появились абстрактные «новые европейцы»? Что будут представлять из себя идеалы и ценности, этого нового этноса? На данный момент Европейский союз представляет собой далеко не союз народов, но союз государств. И если вместо французов, немцев и других народов Европы появятся некие европейцы, то значит ли это, что автоматически должны исчезнуть французская, немецкая, испанская и т.д. культуры? И не обеднеет ли от этого Европа? Есть уверенность, что потери будут тяжелы и невосполнимы.
Ведь без преемственности поколений нет истории народа. Нельзя отрицать все, что было создано предшествующими поколениями. Это преступно и дико. Достаточно вспомнить в этой связи Пушкина: «Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим». Прошлое и настоящее представляют собой некое единое целое. Нет прошлого без настоящего и нет настоящего без прошлого. Память о прошлом помогает народам лучше знать свои традиции, свою культуру, свои национальные ценности и, отталкиваясь от них, идти дальше по пути социального прогресса. Память о прошлом помогает сохранению своей национальной идентичности.
Нет общих рецептов всеобщей успешности и процветания. Везде и всегда модернизация должна опираться на национальные традиции не должна существовать вне их. Опыт Японии, Южной Кореи, Сингапура, Малайзии, Китая и Индии, показывает, что только самостоятельно, рационально выбранный путь развития может привести к реальным успехам. Конечно, никто не ставит вопрос об отрицании опыта западных стран. Безусловно нужно заимствовать лучшее. Но опираться надо в первую очередь на собственные традиции, наследие предков и культурные ценности. Только в этом случае можно сохранить свою национальную идентичность. Мир становится все более космополитичным, унифицированным и однообразным. И это не совсем верный путь. Поэтому есть все основания для корректировки негативных последствий глобализации. Ведь любой народ сам создает свою историю. Поэтому он и может, и должен устранить или нивелировать отрицательные стороны процессов глобализации. Категорически необходимо в любых условиях сохранить свой национальный код и национальную культуру.
Наиважнейший посыл Президента Казахстана, который придаст новый импульс к переосмыслению важности сохранения и приумножения казахстанских ценностей, – выработка универсальных механизмов, фундаментом которых является общее для всех этносов историческое и культурное наследие. «…Серьезное переосмысление того, что происходит в мире, – это часть огромной мировоззренческой, идеологической работы, которую должны провести и общество в целом, и политические партии, и движения, и система образования», поэтому определены контуры программ к масштабной и фундаментальной работе.
Фото из открытых источников.