ОСНОВА ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
«Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
На рубеже третьего тысячелетия Казахстан переживает сложное время изменения общественного развития и радикальных преобразований, стремясь выйти на дорогу общемирового цивилизационного развития, достичь параметров модернизированного общества. В историческом процессе, как и всяком другом, оказываются жестко переплетенными различные противоборствующие силы и тенденции. В нем нельзя не заметить периода как динамического развития, так и движения вспять. Для их описания в социальных науках давно используются категории «модернизации» и «архаизации». Опираясь на них, развитие любой страны и мира в целом можно представить как сложное взаимодействие указанных процессов. Перед Казахстаном тоже стоит эта альтернатива.
В последние десятилетия историческое время все более уплотняется, «у него очень жесткий график». Иначе говоря, мир меняется так динамично, что все мы постоянно находимся на границе старого и нового, и при этом новое устаревает очень быстро. Глобализация является общемировым процессом самым мощным и значительным на сегодня. Казахстан по мере вхождения в мировое сообщество и обретения в нем своего места, во все большем объеме и глубине испытывает на себе воздействие глобализации по направлениям, в том числе национальной идентичности.
Говоря о национально-культурной идентичности казахстанцев, под этим нужно понимать не только то, чем мы отличаемся от других. И не только то, как нас воспринимают в мире, важно, в первую очередь, то, как мы сами себя воспринимаем. Чем мы гордимся? Что нам импонирует в нашей казахстанской человеческой общности – что-то такое, чего нет у других? Что нас сближает, какие духовные скрепы, какие-то исторические, нравственные ценности? За что нам бывает стыдно перед другими – например, перед гостями нашей страны? Да, да, ведь и это тоже есть...
Понимание всех этих, не всегда простых вопросов – это и есть то, что мы привыкли называть нашей казахстанской идентичностью. Наша идентичность – это то, как мы сами себя видим и позиционируем среди других народов мира. Главный же вопрос заключается в том, у каждого ли есть такое понимание. Все ли у нас ощущают и воспринимают себя казахстанцами в полном смысле этого слова.
Одна из наших важных черт – открытость и восприимчивость к тому, что приходит из других культур. Да, мы всегда были достаточно космополитичны. Такова историческая особенность нашего народа: мы никогда не замыкались в себе, в своем тесном мирке – мы искали новый опыт, новые связи и находили их. В особенности такой космополитичный взгляд на жизнь характерен для молодежи современного Казахстана. В век Интернета и социальных сетей молодежная культура все более интернациональна. Современное поколение мыслит глобально и во многом ориентировано на глобальные ценности, и это замечательно. Однако при этом возрастает риск утратить собственную национальную, историческую и культурную идентичность как таковую. Риск оторваться от корней. И, к сожалению, с некоторыми молодыми людьми такое действительно происходит.
Другая опасность заключается в том, что вы можете, сами того не замечая, оказаться носителем идентичности и культуры другого народа и другого государства. Например, Россия наш исторический союзник, наши братские народы столетиями жили вместе. В советское время мы вместе, как одна семья, поднимали промышленность Казахстана, строили города, создавали заводы, сеяли целину. Мы вместе победили фашизм – самого страшного врага человечества во всей его истории. Мы были и останемся братскими народами, однако, тем не менее, у каждого свой путь. И когда некоторые смотрят только российские телеканалы, читают только российские новости и совершенно не интересуются тем, что происходит в Казахстане, – это не менее опасный признак отсутствия идентичности, как и излишне «глобальное» мышление. Потому что в таких случаях возникает естественный вопрос: если один чувствует себя «гражданином мира», а другой – чуть ли не гражданином другого государства, то встанут ли эти люди на защиту своей Родины, своего Казахстана, если вдруг возникнет такая необходимость?
Идентичность – это не что-то слишком сложное и заумное. Это просто ощущение себя частью этой страны, ее культуры, ее прошлого и будущего. Это сопричастность всему тому, что происходит с народом Казахстана – как хорошему, так и плохому. Это умение делить как радости, так и трудности, с честью выдерживать испытания, когда они выпадают, а не бежать в удобные и комфортные заграницы, как только стало немного труднее. Когда же человек ставит себя вне жизненного потока своего народа, когда он сознательно отделяет себя от всего того, что ассоциируется с Казахстаном, – то он, в конечном счете, неизбежно оторвется от своих корней. Он станет таким осколком, который бесследно растворится в океане человечества, ничего не оставив после себя.
В новой реальности ключевым принципом нашего развития должно стать внутреннее стремление каждого казахстанца к обновлению, конкурентоспособности, прагматизму, которые базируются на культе знания и открытости сознания. При этом наш национальный дух, собственный национальный код должны опираться на гражданские начала, быть восприимчивыми к инновациям и модернизационным трендам при сохранении национального «Я».
Фото из открытых источников.