ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫБОР
«…Серьезное переосмысление того, что происходит в мире, – это часть огромной мировоззренческой, идеологической работы».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
В программной статье Глава государства отметил: «Задача не в том, чтобы заниматься перечислением положительного и отрицательного в накопленном опыте. Задача в том, чтобы понять два непреложных правила. Первое. Никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры. Второе. Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации».
История человечества является прямым доказательством правильности этих слов. Рано или поздно все страны становились перед выбором – следовать ли за общемировым прогрессом, или же упорно жить по-старому. Примеров тому масса, они нашли свое отражение и в литературе, и в кино. Можно, например, вспомнить, нашумевший в свое время голливудский блокбастер «Последний самурай». Сквозь романтизированный облик самурая, как благородного рыцаря, преданного своему сюзерену, отчетливо проглядывается стремление не нарушать многовековой уклад и не принимать ничего нового. В эпоху огнестрельного оружия, многозарядных винтовок и скорострельных пушек, самурай Кацумото по-прежнему верен катане (самурайскому мечу), луку и стрелам. История, безусловно, красивая. О верности и благородстве. Но если мыслить с точки зрения поступательного развития Японии, то можно с уверенностью сказать, что если бы победила сторона Кацумото, Страна восходящего Солнца вряд ли добилась тех высот, на которых она сейчас находится. В конце концов, именно новая военная мысль и развитие промышленности помогли Японии одержать победу в русско-японской войне 1905 года. Не самурайскими мечами были порублены при Цусиме две русские Тихоокеанские эскадры, и не с помощью луков и стрел был взят Порт-Артур. При этом никто не посягает на историческую, да и эстетическую роль древней катаны. Меч жив. Но жив как красивый атрибут истории, как древняя традиция и неотъемлемая часть имиджа самурая, как наследие предков, но не как, то, что определяет степень отношений внутри современного общества и ставит его обладателя на ступень выше всех.
Казахстан строит меритократическое общество. Общество, в котором руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. С точки зрения форм правления, которые существовали с древнейших времен, монархия – является главным препятствием на пути к меритократии. Королем (царем, императором), становились не из-за выдающихся способностей, не из-за энергии и целеустремленности, а просто по праву рождения. Причем главным условием было старшинство. История знает много печальных фактов, напрямую связанных с этим. К примеру, Российский император Александр III, был уверен в том, что его старший сын не способен и не готов управлять государством. В своих мечтах он видел своим преемником младшего сына. Однако, скоропостижная и ранняя кончина не позволила осуществить российскому самодержцу его планы. В итоге на престол взошел его старший сын, вошедший в историю под именем Николая Второго. Чем все это закончилось, всем известно. Две проигранные войны, три революции и трагическая смерть.
В настоящее время человечество практически отошло от такой формы правления. И монархия в некоторых странах сохранятся исключительно как красивый, но при этом формальный институт власти. Ярчайшим примером этого является Великобритания. Все ее граждане - подданные Ее величества. Англичане не представляют свою жизнь без королевской семьи, она всегда в центре всех новостей и вызывает неподдельный интерес. Однако, ни для кого не секрет, что реальной власти у королевы Великобритании нет. И уже много лет все спичи, звучащие из монарших уст рождаются в кабинетах резиденции премьер-министра. То есть и в этом случае традиции не забыты, традиции не уничтожены, просто сменились акценты. И это веяние времени.
Президент Казахстана, говоря о модернизации общества, обращает внимание на то, что: «Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук. Но это не значит консервацию всего в национальном самосознании – и того, что дает нам уверенность в будущем, и того, что ведет нас назад». И это абсолютные реалии сегодняшнего дня. Путь в будущее, на котором стоит Казахстан.
В своей программной статье Елбасы призывает нас, образно говоря, научиться отделять зерна от плевел. То есть, все, что накоплено сегодня передовыми странами мира в области развития экономики, техники, технологии, менеджмента, торговли и т. д., – брать на вооружение, чтобы войти в тридцатку наиболее развитых стран. Но, в то же время, необходимо сохранить свою национальную идентичность. Патриотизм начинается с любви и знания родного края. Потому ключевая мысль в статье Елбасы – у казахстанцев должны быть свои духовные ориентиры, основанные на своих национальных традициях и духовных скрижалях.
Фото из открытых источников.