ИДЕЯ, ПОДКРЕПЛЕННАЯ БОГАТЫМ ОПЫТОМ
«Каждый народ извлекает свои уроки из истории. Это его право, и нельзя навязывать другим свою точку зрения. Но также никто не вправе навязывать нам свое субъективное видение истории».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Взгляд Главы государства Нурсултана Назарбаева на модернизацию общественного сознания с акцентом на приоритетность духовного развития в условиях современного мира является мощным прорывом в развитии государственной и общественной мысли современного Казахстана. Программный документ современности отличается глубокой реалистичностью и прагматизмом, к которым Глава государства призывает нацию в лице казахстанского народа. Глобализация мира и предстоящие в ближайшее десятилетие кардинальные изменения в жизнедеятельности человечества содержат реальную угрозу и вызовы, последствия которых неоднозначно скажутся на тех, кто не дорожит своим прошлым, настоящим и будущим.
В разумно устроенном обществе каждый человек востребован в соответствии со своими способностями и талантом. Именно по этой причине в данном обществе хорошо развиты государственные и гражданские институты, занимающиеся подбором и расстановкой кадров не только в сфере экономической и социальной, но и политической сфере. И это понятно, поскольку это специфика здоровой конкурентной среды, которая неизбежно оказывает благотворное влияние на развитие общественной и государственной жизни в развитой стране.
Для стран постсоветского пространства, за исключением прибалтийских стран, переход от социалистической общественно-экономической формации к капиталистической системе организации общественной жизни был сопряжен большими трудностями. И в первую очередь данные трудности были обусловлены проблемами культурного и политического характера, связанные с непреодоленным социалистическим наследием, с одной стороны, а с другой – еще не сформированной идеологической базой под вновь созданные государственные национальные формирования.
Как известно из истории, народы, входившие в Советский Союз, за исключением государствообразующего народа, не имели возможность развивать свой язык и свою культуру. Их морально-нравственные ценности, религиозные воззрения и традиция воспринимались в обществе, как пережитки прошлого, с которыми предполагалось вести непримиримую борьбу в масштабах всей страны. А взамен национальному языку и культуре, предлагался переход прогрессивной культуре, языку и морали, опять-таки, того же государство образующего народа, который вознамерился построить общество социальной справедливости не только на своей исконной территории, но и на территории всего бывшего Советского Союза.
В результате этого, организовывая на иных общественно-политических началах жизнь в национальных окраинах российской империи, сам имперский народ вынужден был, предать забвению некоторые свои национальные ценности. Трудно представить себе общество, которое, лишившись выше перечисленных универсальных человеческих ценностей, могло бы развивать свою культуру, если не считать культурой деятельность государства, производимая им для культивирования своих принципов в строительстве «государства всеобщего благоденствия».
И, тем не менее, на ограниченных участках культурно-исторического поля социалистической страны появлялись отдельные произведения в художественной литературе, искусства и научные работы ученых, имеющие огромное значение в развитии всей мировой культуры и науки. Исключением в этом ряду не являлось и советское казахстанское общество, которое, вопреки господствующей линии партии в области культуры, создавали произведения, которые, перешагнув границы Казахстана и всего Советского Союза, стали достоянием всего прогрессивного человечества.
Приводя примеры такого порядка, в первую очередь, нам нужно назвать роман Мухтара Ауэзова «Путь Абая», творчество Олжаса Сулейменова, которые в своем творчестве не только переросли «социалистический реализм», господствующий метод художественной литературы в нашей стране в то время, но и вызвали не меньший интерес к себе со стороны западного читателя, чем крупные писатели того времени, работавшие в стиле модернизма.
События, происходящие сегодня в казахстанском обществе, красноречиво говорят о том, что политическое руководство и духовная элита нашей страны, работая на опережение, пытаются инициировать процессы в обществе, от которых напрямую будет зависеть развитие всей казахстанской культуры и возрождение национальных традиций, морально-нравственных ценностей. И связаны они с реализуемой в наши дни государственной программой модернизация общественного сознания, в рамках которой будут проводиться масштабные мероприятия по модернизации языка посредством перехода казахского алфавита на латинскую графику, введением обучение английского языка в общеобразовательных школах страны, перевода 100 лучших образовательных учебников мира с языка оригинала на государственный язык и др.
Известная казахская поговорка гласит: «Елу жылда – Ел жаңарады» – «Страна обновляется в каждые пятьдесят лет». Это свидетельствует о том, что такое понимание изменения мира вокруг у казахов существовало традиционно. Следовательно, новые программные цели казахстанского общества имеют серьезные исторические корни и основания, что непременно должно будет привести к их реализации.
Фото из открытых источников.