НЕ РАДИ РЕФОРМ, РАДИ БУДУЩЕГО ДЕТЕЙ
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.
В условиях глобализации важнейшей тенденцией является стремление овладеть мировыми языками, прежде всего, английским языком. Надо признать, что наша молодежь не сможет приобщиться к лучшему мировому опыту и передовым достижениям, если не приступит к изучению английского языка, то есть языком глобальных коммуникаций. В сфере образования реализуется не имеющая аналогов в мировой практике программа: на казахский язык переводятся с различных языков 100 лучших учебников. Это придаст мощный импульс вхождению Казахстана в мировое образовательное пространство.
Переход на трёхъязычие в школьном образовании вызывает немало споров в обществе. Некоторые указывают на объективные проблемы в этой сфере – неготовность учителей, недостаток в языковом образовании самих школьников. Задаются такие простые вопросы, как, например, «смогут ли дети понять то, что учитель объясняет им по-английски?». Или: «Готовы ли педагоги объяснять сложный материал на иностранном языке, да так, чтобы это было понятно детям?».
Разумеется, такие вопросы есть. Хотя это очень упрощенное понимание учебного процесса. Безусловно, учитель в классе позаботится о том, чтобы его поняли. И, разумеется, он объяснит ребятам все то, что не понятно, на основном языке обучения – казахском или русском. При подготовке каждого урока с использованием материала на другом языке он будет поддерживать тесную межпредметную связь с преподавателем этого языка – опять-таки, неважно, будь то английский, казахский или русский. В общем, никто не собирается заниматься профанацией, никто не намерен делать из школы балаган, такой театр-паноптикум, где никто никого не понимает, и все только удивляются, что же происходит.
Профессионализма и требований к качеству знаний никто не отменял. Реформы в школе делаются не ради реформ, а ради детей, ради их будущего. Здесь важно не бояться перемен, а понимать их суть. Однако главный вопрос применительно к трёхъязычию (да и вообще ко всей той модернизационной программе, которая запущена в системе образования) заключается не в том, готовы ли мы к таким масштабным инновациям. Ясно, что пока не готовы, однако никто не собирается вводить новые программы с наскока и в пожарном порядке. Главный вопрос заключается в том, для чего все это нужно нам, казахстанцам, сегодня и сейчас. Глава государства Нурсултан Назарбаев в своей программной статье просто и понятно отвечает на этот вопрос.
Мы просто живем в такой исторический период, когда культ знаний в обществе, грамотность людей (в том числе и языковая) напрямую определяют возможности этого общества развиваться и двигаться вперед. Это касается как страны в целом, так и каждого индивида. Сегодня именно конкурентоспособность человека, его знания, его умение совершенствоваться, а не наличие минеральных ресурсов, являются фактором успеха нации, отмечает Президент. В условиях стремительного ускорения темпов технологического прогресса, для того чтобы не отстать и не оказаться на задворках цивилизации, всем нам – каждому казахстанцу и нации в целом – нужно обладать качествами, необходимыми для успешного развития в XXI веке. Среди них компьютерная и языковая грамотность, гуманитарная образованность, знание иностранных языков, культурная открытость, умение обучаться. На это ориентирована и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия, подчеркивает Глава государства. Все это составляет суть подготовки всех казахстанцев к жизни в XXI веке. Все это – необходимые условия нашей глобальной конкурентоспособности.
И с этой точки зрения важно задать самую высокую планку уже со школьных лет. Это не означает, как считали у нас отдельные авторы программ, максимально забить головы детей информацией. Это означает образование на уровне самых передовых современных программ и стандартов – тех, по которым обучается молодежь в развитых странах. И это означает, что культ образования должен быть всеобщим.
«Тому есть жесткая и ясная причина, – говорит Глава государства. – Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха. И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который способен относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования».
Вот почему модернизационные процессы в системе образования имеют такой фундаментальный масштаб. Конечно, это вызов. Это экзамен, какого система образования, возможно, не знала за всю свою историю. Но нам нужно не отмахиваться от этого, заранее говоря, что, мол, мы не готовы, система не готова и у нас ничего не получится. Надо, наоборот, поддержать Учителя, на чьи плечи сегодня ложится столь сложная и ответственная миссия. Надо понимать, что всеобщее универсальное образование (предполагающее, в том числе, и владение английским – основным международным языком) – это самый главный, необходимый нашему обществу фактор успеха в будущем. Это стержневое необходимое условие развития Казахстана как современного конкурентоспособного государства. «Если в нашей системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех», – отмечает Президент Н.Назарбаев. С этим трудно не согласиться. Однако для того, чтобы это произошло, все общество должно приложить некоторые усилия.
Фото из открытых источников.