ЖЕТЫАСАРСКАЯ КУЛЬТУРА
Проект «Сакральная география Казахстана» – один из важных составляющих сохранения национальной идентичности. Создание единой сети мест памяти на всей территории нашей страны, культурно-географического пояса святынь Казахстана – это по мнению Президента РК один из элементов каркаса национальной идентичности.
В список сакральных мест нашей области вошли 23 памятника Жетыасарской культуры. Как отмечают ученые, в конце бронзового века, в начале нашей эры в устье Сырдарьи существовала могущественная цивилизация, которая позже в истории получила название «Жетыасарская культура». Памятники были впервые исследованы Хорезмской археолого-этнографической экспедицией АН СССР под руководством Сергея Толстова в 1946-1951 годах, в 1973-1993 годы работы продолжались под руководством Ларисы Левиной. На территории нынешних трех районов – Кармакшинского, Жалагашского и Сырдарьинского было свыше пятидесяти городищ конца эпохи бронзы и по IX век н. э. – хорошо укрепленных, обнесенных высокими стенами. Возвышенности, которые мы сегодня видим, подъезжая к Жосалы, и есть древние городища-крепости. Среди археологов каждая из них имеет название, нумерологию. Наиболее крупные – Алтын асар, Ашак асар, Кара асар, Базар асар, Томпак асар, Жалпак асар. Высота некоторых городищ над окружающей равниной достигает десяти метров. Многие из них двух – трех этажные, представляют собой крепости с развитой фортификацией и жилой застройкой внутри, своего рода укрепленные дома-массивы.
Городища всегда размещались в непосредственной близости от водного источника. Их жители занимались ирригационным земледелием, скотоводством, рыболовством, активно торговали. Не зря изделия всех ныне известных древних мастерских от Египта до Китая, Ирана и Индии найдены в жетыасарских курганах. Ученые считают, что жетыасарские городища входили в состав могущественного многонационального государства Кангюй, существовавшего в ту пору на юге Казахстана и севере Узбекистана. Здесь долгое время жили хунну, дальние предки европейских гуннов.
Городище Кос асар, – одно из самых крайних в южном направлении, датируется примерно VII-IX веками нашей эры и предположительно относится к огузо-кипчакскому периоду. Объект – трехъярусный, высотой от четырех до шести метров, размером 40 на 45 метров имеет многоугольную архитектуру, защитное сооружение протяженностью 60 метров. В восточной части имеется цитадель высотой 8-10 метров. Сейчас археологи в основном заняты расчисткой третьего яруса, и можно с уверенностью сказать, что это был период развитого производства глиняного кирпича. Среди найденных артефактов - керамические изделия, обработанные рога оленей, орнаменты, чаще с образами барана, монеты с арабскими надписями и другое.
Томпак асар – один из городов-звеньев Жетыасарской культуры. Рядом – охранная табличка. Овальная верхняя площадка объекта имеет высоту свыше десяти метров, затем охватывается второй площадкой, также округлой формы. Внутри много жилых и фортификационных построек на ярусах, загон для скота.
В 2006-2007 годах в рамках программы «Культурное наследие» разведывательный отряд археологической экспедиции Института археологии имени А.Маргулана для выпуска сборника памятников Кызылординской области провел исследование памятников Жетыасарской культуры. В настоящее время по решению научно-методического совета при акимате области по охране и использованию историко-культурного наследия проводятся работы по внесению памятников Жетыасарской культуры в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. С этой целью подготовлены документы по защите границ, план менеджмента, научные документы 23 объектов.
Городища Жетыасарской культуры расположены в виде пчелиных сотов, а само словосочетание «Жеты асар» в переводе означает «семь крепостей». Трудно поверить, но на вершине какого бы из них человек ни находился, на горизонте всегда видны шесть асаров, а седьмой - тот, на котором ты стоишь. Вот такая магия древнего зодчества!
Фото Жанибека ИСАЕВА.