НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
«Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Предлагаемые Главой государства в статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» 6 основных направлений духовной модернизации – конкурентоспособность нашей нации, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное развитие Казахстана и открытость сознания – являются реформаторскими новациями в духовной сфере Казахстана.
После долгого времени пребывания в составе большой страны, в которой этнокультурная самобытность входивших в ее состав народов оказывалась не востребованной, а в иных случаях – и притесняемой, казахстанское общество, получив свою государственность, оказалось перед острой необходимостью создания новых основ для развития своей культуры. Создавая прообраз такой культуры, государственные институты в центр всей этой конструкции должны были поставить реального человека, наследовавшего свою национальную историю, язык, традиция и морально-нравственные принципы. При этом государство должно было учитывать и его менталитет, не сбрасывать со счетов прошлое такого человека, обремененного коммунистическими псевдо-идеалами и стереотипами, теми привычными моделями поведения, которые могут тянуть его к простым и знакомым методам существования.
На изломе эпох, в 1990-е годы, государству удалось это сделать. Постепенно, год за годом, в казахстанцах формировалась новая идентичность. Важно, что она формировалась без острого конфликта старого с новым, без болезненной ломки идеалов, столкновения идей и всей той непримиримой борьбы в обществе, которая типична для периодов исторического транзита.
Но сейчас перед нашим обществом стоят уже иные вызовы. В наше сложное время, при обострившейся борьбе за влияние между великими государствами, с ускорившимся научно-техническим прогрессом, выбрать свой путь развития национальной культуры – дело не из самых легких.
Как известно, практически все сферы жизнедеятельности человека в современном обществе, независимо от границ, отделяющих его от остального мира, постоянно пронизываются новыми научными идеями, новыми художественными образами и абсолютно новой технологической продукцией, поступающей на рынки его страны. И в этих условиях, когда человек испытывает неизбежное давление иных культур, моделей и принципов существования, остро встает задача сохранения культурной идентичности. Роль культуры каждой отдельной нации возрастает во много раз. В силу этого как общество, так и отдельный человек, не оказавшийся в русле современных тенденций и требований научно-технологического прогресса, рискует оказаться не то чтобы невостребованным на рынке товаров и услуг, но вообще выключенным из повестки сегодняшнего дня.
Чтобы такое не случилось с нашими людьми (кстати, по этому поводу и Президентом страны была высказана озабоченность в Программе «Модернизация общественного сознания»), нашему обществу необходимо предпринять срочные меры по повышению образовательного уровня населения. Нам нужно извлечь все свои духовные и материальные ресурсы из родного языка, истории, традиций. Эти культурно-идеологические ресурсы, находившиеся до сих пор, так сказать, в некотором «пассивном запасе» в культурной жизни, должны быть максимально востребованы в обществе, наряду с реальными их носителями – идейными и культурными лидерами.
Только так, опираясь на собственную культуру, нашедшую свое выражение в памятниках художественного и научного творчества нашего народа, казахстанское общество может обеспечить актуальность своего развития и объективную значимость своих исторических корней в наше беспокойное, сложное и, тем не менее – очень интересное время. Если мы этого не сделаем, то перед нами встанут не самые лучшие перспективы. Мы рискуем оказаться в роли потребителя чужих идей и товаров, не имея в своём активе ничего достойного, что можно было бы предложить мировому сообществу взамен.
Здесь нельзя упускать из вида и тот факт, что национальная культура любой страны, которая является сплавом художественного вкуса, научных знаний и морально-нравственных ценностей, лучше всего плодоносит в обществе, построенном на принципах равноправия и справедливости. Исходя из данной аксиомы, сегодня хотелось бы быть уверенным, что властные структуры и общественные институты нашей страны не будут ограничиваться декларациями благих пожеланий по проблемам национальной культуры, а будут создавать реальные условия для ее развития.
И чтобы наши планы на достойное будущее своей страны не оставались пустыми фантазиями, нам нужно серьезно включиться в эту работу. Нужно заняться реальными делами, результатом которых станет воплощение в реальность всего комплекса мер, необходимых для развития культуры. Ведь от этого зависит не только судьба и жизнь каждого гражданина Казахстана, но и всей нашей страны. Это – не преувеличение. Взгляд на нашу культуру именно с такой точки зрения соответствует тем вызовам, которые ныне стоят перед нашим обществом. Такой взгляд соответствует роли и значению культуры в жизни современных обществ. Мы не можем и не должны допустить размывания и обесценивания своего национально-культурного кода под влиянием той агрессивной внешне-культурной среды, которую неизбежно несет Казахстану глобализация.
Можно не сомневаться в том, что новые масштабные задачи модернизации общественного сознания, поставленные Лидером нации, откроют перед нашим народом новые горизонты духовного развития.
Фото из открытых источников.