ЛАТИНИЦА – ВЫБОР СДЕЛАН!
«Переход на латиницу также имеет свою глубокую историческую логику. Это и особенности современной технологической среды, и особенности коммуникаций в современном мире, и особенности научно-образовательного процесса в XXI веке».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Сегодня тезис «Будущее Казахстана в казахском языке» гармонично трансформировался из сугубо этнических параметров в общенациональную, общегосударственную и общегражданскую инициативу. Вопрос латинизации казахского алфавита решен, в стране выбрали и утвердили окончательный вариант. Мы фактически стали свидетелями не просто исторических изменений, но настоящих «тектонических сдвигов» как в развитии языка, так и нашего гражданского общества. И это не преувеличение. Латинизация изменит общественный статус казахского языка и запустит принципиально новые, не искаженные механизмы его модернизации.
Начнем с того, что смена алфавита – это не только языковый, но и модернизационный проект, нацеленный на реформирование общества. Это важный шаг в сторону формирования единой гражданской нации. Насколько известно из научных трудов теоретиков исследования наций и национализма, смена алфавита государственного языка – исторически один из самых эффективных инструментов формирования «единой нации». В нашем случае, если обратиться к казахстанским реалиям, осмыслить это довольно просто. Казахский язык изменит, образно говоря, зону покрытия. Учить новый алфавит вынуждены будут как русскоязычные граждане Казахстана, так и казахоязычные. Русскоязычным это потребуется из чисто утилитарных соображений – хотя бы с учетом того, что в школе учатся дети и им надо помогать делать уроки. Да и не только поэтому. Казахский язык все шире завоевывает пространство повседневного общения, в том числе – и межнационального.
Консенсус по вопросу латинизации заметен и в казахоязычной среде – среди людей, для которых эта реформа будет иметь системное значение во всей их будущей жизни. Можно вспомнить, что в 2013 году, когда впервые в обществе была развернута обширная дискуссия по вопросу латинизации, против перехода на латиницу выступал целый ряд представителей казахской творческой интеллигенции советского поколения. И это было объяснимо: у них существовали опасения потерять в новых условиях статус «моральных авторитетов» и «лидеров мнения» в казахской этнической среде. С этой точки зрения, латинизация в значительной степени будет иметь своего рода поколенческое значение. Это некий рубеж в общественном сознании, в нашем мышлении. Если в советское время казахский язык и казахская литература были эксклюзивными социальными институтами, которые поддерживались и питались как раз этими «лидерами мнения», то в новых условиях они (имея в виду казахский язык на новом алфавите) становятся всеобщими, инклюзивными социальными институтами, которые должны объединить и консолидировать все казахстанское общество.
Таким образом, статус казахского языка с уровня сугубо этнического поднимается на уровень гражданский и общенациональный. Старая гуманитарная элита, привыкшая мыслить на кириллице, возможно, была к этому не готова. Однако сегодня, по мере осознания масштаба ожидаемых перемен, она очевидно уже приняла и осмыслила современные императивы общественного развития. В 2017-м по сравнению с 2013-м стало заметно, что в казахоязычной среде в принципе уже не слышно мнений против латиницы как таковой. Звучат только мнения о том, как сделать её более совершенной и эффективной, тогда как по вопросу, нужна ли латиница в принципе, достигнут безусловный консенсус.
Аналогично меняется и восприятие темы латинизации русскоязычной средой Казахстана, о чём мы уже вкратце говорили. В первую очередь здесь есть понимание главного: латинизация не имеет никакого отношения к русскому языку. Это не удар по русскому языку и его носителям, это не атака против «русского мира» и «русского культурного пространства», как пытались представить ситуацию отдельные радикальные деятели из России. Люди у нас прекрасно понимают, что тема латинизации как таковой, в принципе, касается только казахского языка. Русский язык здесь ни при чем, он в Казахстане сохраняет и – более того – расширяет сферу своего применения. Это естественный процесс, обусловленный самой структурой нашего общества.
Фото из открытых источников.