НАВЕЧНО В СТРОЮ БАТЫРОВ
«На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Программная статья Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» поднимает весомый пласт вопросов, касающихся дальнейшего формирования и укрепления казахстанских ценностей, национальной идеологии, трансформации общественного сознания и духовной модернизации нации.
Уникальность программной статьи заключается в ее исключительно четкой методологии: в ней обозначено «проблемное поле», определены пути решения, предлагаются программы и проекты, базирующиеся на лучших вековых традициях народа, эффективная реализация которых и будет способствовать духовному обновлению нации, дальнейшему укреплению национальной идентичности и воспитанию казахстанского патриотизма.
Мечтая о достойном будущем, отдадим должное многим поколениям наших предков, которые, несмотря не трудности, выпавшие на их долю, смогли обеспечить будущее своего народа, сохранить язык, культуру, традиции и свободолюбивые устремления. Все это в конечном итоге и привело к возрождению казахской государственности.
С первых десятилетий XVII века соотношение сил казахского ханства и джунгар изменилось и стало неблагоприятным для казахов. В начале XVII века у джунгар появился энергичный и воинственный лидер Хара-Хула-Тайши, который сумел объединить основную часть джунгар. Он возглавил общеойратскую кампанию против казахов, именно его энергичные действия привели в конечном счете к становлению государства, получившего название джунгарского ханства (1635 г.).Хара-Хула-Тайши умер в 1634 г., тогда же власть над ойратскими владениями перешла в руки его сына Батур-Хунтайши.
В это время в Казахском ханстве после смерти Есим хана Шыгай хан улы (1598– 1628 гг.) ханом был провозглашен его сын Жанибек. Он правил в Казахском ханстве 15 лет (1628-1643 гг). А в 1643 году ханом был провозглашен другой сын Есим хана – Жангир. Вся жизнь Жангир хана прошла в борьбе с джунгарами.
В казахо-джунгарской войне предводитель казахов Жангир попал в плен к джунгарам, и только счастливая случайность возвратила ему свободу. Со своей стороны Батур-хунтайши, желая усмирить беспокойного соседа, собрал 50-тысячное войско и вторгся в 1643 г. в кочевья казахов. Удачный в начале поход окончился поражением хунтайши и отступлением джунгар с большим уроном. В этой войне на стороне казахов выступили ополчения кыргызов и отряд эмира Бухарского ханства Жалантоса бахадура (1576-1656 гг.).
Жалантос бахадур был ярким представителем присырдарьинских батыров. Отец Жалантоса бахадура был прославленный Сейткул батыр, дедом — знаменитый Токпан батыр.
В 1652 году Жангир хан погиб в сражении с джунгарами. Народная молва гласит, что во время поединка (жекпе-жек) конь под ним споткнулся, копыто угодило в нору суслика, и хан был сражен будущим джунгарским ханом, восемнадцатилетним Галдан (Калдан) Цереном. Жангир хан похоронен в Туркестане возле мечети Ходжи Ахмеда Яссави.
Следует отметить, в XVIІ веке отважно защищали казахские земли присырдарьинские батыры, среди них выделялись Айнык батыр Алимулы, Тегенболат батыр Алимулы, Сарыбас батыр, Айнык батыр улы, Кейден батыр Караша хан улы, Кудайменди батыр Кулпеисулы, Келдибай батыр Бозгул батыр улы, Суюн батыр-би Келдибай батыр улы, Кожакелды батыр Келдибай батыр улы, Келмембет батыр Келдибай батыр улы, Алдеберли батыр Келмембет батыр улы, Карпык батыр Асанулы, Карабазар батыр Асанулы, Кара шайых батыр Бахуаддинулы, Ершак батыр Усенулы, Кара Дулат батыр, хан Коне би (Куне) улы, Тагыберли батыр Дулат батыр улы, Арык мерген, батыр Кунекулы, Бидас батыр, аталык Тазулы, Асан батыр Акбураулы, Шеру батыр Асан батыр улы, Асан батыр, Айдарбек батыр Урисулы,Татыран батыр Айдарбек батыр улы, Ардана батыр Айдарбек батыр улы, Кулик батыр Айдарбек батыр улы, Алтынбай батыр Айдарбек батыр улы, Балабатыр (Садир) батыр Бултулы, Дуйсен (Шоба) батыр Бултулы, Кожамсугир батыр Койбарулы, Полат (Болат) батыр Кайкыулы, Еркебулан батыр, Андагул батыр Жарылкапулы, Унтек батыр Жарылкапулы, Барак батыр, би Шуиншалыулы, Текей батыр Карпык батыр улы, Буркирек батыр Мадели уазир улы (Маркаадам).
В XVIІ веке в присырдарьинских степях в бою погиб прадед Раймбек батыра — знаменитый Сырымбет батыр. Могила находится в местности Жолек Шиелийского района.
Внук знаменитого хана Есима Тауке около 35 лет (1680 – 1715 гг.) находился во главе Казахского ханства.
В условиях разобщенности кочевий и обособленности районов перед Тауке стояла трудная задача — укрепление Казахского ханства. Согласно преданию Тауке хан собрал в урочище Куль-Тобе семь биев, и они выработали на основе степных законов ханов Касыма и Есима новое уложение, называемое «Жети Жаргы». В это время внутри ханства не прекращались распри. Чтобы укрепить ханство и было принято это законоположение. Тауке приходилось вести войну на два фронта – с аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с джунгарами.
Полководцами Тауке хана были присырдарьинские батыры — Текей батыр Карпык батыр улы (1679-1764), Бидас батыр, аталык Тазулы. В «Жети Жаргы» были закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. «Законы Тауке хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского права и другие, то есть, охватывали практически все стороны жизни.
Вместе с тем, Тауке стремился ограничить власть султанов, укрепить централизацию путем управления тремя жузами через ответственных биев.
И в этом сложном процессе немаловажную роль сыграли и присырдарьинские бии – потомок советника легендарного Тамерлана алшын Ораз-кажы Айтеке би, Сасык би и знаменитый Мусирали Софы Азиз.
Хану Тауке на время удалось преодолеть внутренние междоусобицы, восстановить спокойствие в жузах, тем самым обезопасить кочевья казахских родов от внешних вторжений.
Эпоха правления Тауке хана навсегда запечатлелась в исторической памяти кочевого населения региона как «золотой век» истории казахского народа. По мнению историка А. Левшина, «сей золотой век есть царствование знаменитого хана их Тявки, который, если верить преданиям, был действительно в своем роде гений, и в летописях казачьих должен стоять наряду с Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы».
Бакытжан АХМЕТБЕК,
научный сотрудник научно-исследовательского института «Коркытоведение и история края» КГУ имени Коркыта ата.
Коллаж: kzvesti.kz