ИГРЫ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ
«Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Есть такое поверье, что обычно первым дракон глобализации проглатывает нацию, которая стоит на пороге потери родного языка и своих корней. Человечество с появлением на Земле старалось создать слои и классы, из чего образовывались общественные группы. После они делились на отдельные нации и народности, ибо пытались сохранить свой язык, менталитет, обычаи и нравы, одним словом, стремились сберечь великие достояния, присущие только им. И казахский народ, сильный духом, в сложных суровых условиях, не щадя сво¬ей жизни, отчаянно защищал каж¬дый клочок родной земли от вра¬гов и набегов иноземных захват¬чиков, отстаивая свободу и не¬зависимость, спасая свой народ от гибели, вымирания, сохраняя для своих по¬томков родную колыбель-землю и дорожа родным языком. Этим он хотел навечно оставить на земле нацию, которая называет себя «казахами». В XXI веке – в век развития цивилизации его потомки мечтают о том же.
Кызылординцы всячески доказывают, что земля Сыра – это хранительница традиций и культурных ценностей нашего народа. В последние годы в регионе проводится активная работа по пропаганде народных видов игр и состязаний. Самыми зрелищными и увлекательными, пользующимися большой популярностью и в наши дни, остаются көкпар и байга. Характер их был связан с условиями кочевой жизни казахов, требовавшими постоянной готовности к действиям, храбрости, силы и ловкости, необходимых кочевнику. Одной из самых популярных конных игр у народов Казахстана и Средней Азии остается көкпар-көкбөрі, что в переводе означает «серый волк». Для кочевников злейшими врагами были волки, так как они могли наносить большой ущерб. Убить волка считалось большой удачей. Голову хищника преподносили главе рода, а тушу – на растерзание собравшимся людям. Со временем это превратилось в игру, а волка стали заменять тушей козла или барана.
В кокпаре участвуют джигиты одного или нескольких аулов. Борьба верхом на лошадях за тушу козла могла продолжаться с обеда до вечера. Нелегко приходилось в игре всадникам, потому что туша козла (без головы) весила 30-40 и даже 50-60 кг. Обычно за нее сражалось до тысячи человек. Аул, у которого в итоге состязания оказывалась добыча, считался победителем. Джигиты с «боевым трофеем» затем с гордостью ездили по дворам, принимая поздравления и подарки от сельчан.
К кокпару джигиты готовились заранее, зная, что это состязание на силу, ловкость, выносливость и умение держаться в седле. Необходимо уметь одновременно держать под контролем эмоции, управлять лошадью и следить за соперниками. Физическая сила — один из важных ее компонентов. Игра закаляет характер мужчины, воспитывая в нем воина, готового защитить свою Родину.
Кокпар был любимой игрой кочевников еще во времена Чингисхана. Никто не видел в этой игре дикости или жестокости. Более того, считалось, что мясо козла, используемого в кокпаре, обладает целебными свойствами. Приготовленные из него блюда помогали избавиться людям от различных болезней.
Другая любимая игра наездников – байга. Аламан байга – скачки на длинные и сверхдлинные дистанции (25,50,100км). Это испытание, главным образом, не для наездников, а для лошадей. Исторически это основано на необходимости казахов готовить лошадей к длинным переходам во время перекочевки, отбора самых выносливых и сильных скакунов для улучшения породы. Состязания проводятся в степи по прямой, изобилующей естественными преградами, без ограничения количества лошадей, их породы. По мере приближения наездников к финишу выкрикиваются родовые кличи (ұран), по которым зритель узнавал победителей скачки. Иногда во время таких соревнований некоторые лошади, не выдержав нагрузки, погибали, не дойдя до финиша, или падали от усталости. Часто наездники перед скачками для защиты своих скакунов от сглаза заплетали им хвост и гриву в косы и вплетали в нее перья филина или амулеты от сглаза, или старались никому не показывать скакуна.
Байга проводилась на всех праздниках и была доступной для всех. Она проходила на ровной местности по прямой, с поворотом или по замкнутому кругу. Дистанции от 1,2 до 2 км. для лошадей не моложе трех лет, от 2,4 до 4,8 км. - для лошадей до четырех лет, от 5 до 8 км. - для лошадей в возрасте до пяти лет и старше.
У казахского народа игр, проводимых наездниками, было очень много. Это сбивание головного убора – тымака – с верхушки шеста, жамбы ату – стрельба из лука....
Раньше у нас довольно часто играли в аударыспақ. Это одна из очень зрелищных, интересных и захватывающих игр. Аударыспақ — это борьба на лошадях с целью сбросить соперника на землю. Тот, кому это удается, считается победителем. В ней принимают участие самые лучшие и зрелые наездники, обладающие исключительной выносливостью, большой физической силой, ловкостью и отличным владением конем. Обычно такие мастера выставлялись на состязаниях от рода или аула.
Далекие исторические корни у национальной игры «Күміс алу» («Күме алу»), в переводе — «подними серебро, монету». Она также встречается у народов Средней Азии и Кавказа. Правила игры со временем почти не изменились. Смысл состязаний в том, чтобы всадники до финиша успели собрать как можно больше монет, завернутых в платочек и заранее разбросанных по полю. В древности вместо монет использовались серебряные слитки, которые впоследствии были заменены на монеты. В «Күме алу» могут играть и дети. Это очень веселая и подвижная игра. Именно это состязание особенно поразило Александра Македонского, когда тот побывал в Средней Азии. По свидетельству историков, увидев игру, он воскликнул: «Вот настоящая подготовка для всадника-воина».
Фото из открытых источников.