ГОРОДИЩЕ СЫГАНАК
Сыганак (Сыганак, Сугнак, Сунак, Сунаката, Саганак) – город на востоке современной Кызылординской области Казахстана, в 20 км севернее реки Сырдарьи, в 2 км северо-западнее аула Сунак-ата. Площадь шахристана, обнесённого частично сохранившейся стеной с 15 башнями, около 10 га. Площадь предместья, обнесённого земляным валом – около 13 га. На всем этом пространстве - остатки мечетей, медресе, мавзолеев, жилых застроек.
Вода поступала в город из 20-километрового канала Тюмень-Арык из Сырдарьи, а также стекающих со склонов Каратау горных речек.
Собственно городище Сыгнак находится в урочище Сунак-ата, к северу от железной дороги между железнодорожными станциями Чийли и Тюмень-арык, среди густых зарослей саксаульника и джиды. Оно представляет собой пятиугольной формы бугор, длина которого от 175 до 320 метров. Внутрь городища ведет узкий, длиной около 20 м. коридор, образованный выступами земляного вала, охватывающего площадь городища. Высота вала достигает в некоторых местах шести-семи метров. На нем сохранились остатки 15 башен в виде крупных земляных холмов. Башни эти были расположены по три на каждом углу, высота внутренней площади над окружающей местностью – четыре-пять метров. Наружные склоны вала довольно крутые, местами почти отвесные, внутренние – пологие.
Вокруг городища среди зарослей кустарника встречаются следы многих сооружений в виде разных по форме и размеру земляных холмов. От мавзолея-мечети Сунак-ата тоже остался лишь большой холм из обломков жженого кирпича и глины.
Историк Е. А. Смагулов сообщает, что в письменных источниках первое упоминание о Сыгнаке под названием Суннах появляется в рукописи «Худуд-ал Алем» неизвестного персидского автора конца 10 века. Город также упоминается в X веке в записях арабского географа Махсиди, как город огузов. В XI веке у Махмуда Кашгарского в сочинении «Дивани луга тат-тюрк» Сыгнак значится среди городов в стране «гузов». В Х - XI веках название его встречается в сочинениях почти всех арабо-персидских авторов, так или иначе касавшихся географии или исторических событий северо-востока Средней Азии.
К середине XI века Сыгнак – столица кыпчаков, крупный торговый и ремесленный центр на караванном пути, проходившем от гор Тянь-Шаня вниз по Сырдарье и далее к северному побережью Каспия. В 1219 г. город разрушен монголами, но во второй половине XIII века возродился, поскольку в городе функционировал один из монетных дворов Золотой Орды.
С середины XIV века Сыгнак был столицей Синей Орды. Во второй половине XIV — XV веках находился в составе империи Тимура и Тимуридов.
Во второй половине XV и в XVI веках – центр Казахского ханства, наряду с Туркестаном и Саураном. Сыгнак был столицей Ак-Орды, и позднее Казахской орды в 1469 – 1511 и 1521 – 1598 годах.
В 17 столетии полностью уничтожен джунгарами.
Впервые раскопки города проводились в 1948 году московскими археологами, найдены предметы, датируемые V веком н. э. С 2004 года изучение города проводится в рамках казахстанской государственной программы «Культурное наследие», работает Сыгнакская археологическая экспедиция Международного казахско-турецкого университета (руководитель С. Жолдасбаев, г. Туркестан). Расчищены руины нескольких культово-мемориальных построек позднего средневековья, осуществлен стратиграфический раскоп на цитадели городища, предприняты охранные мероприятия.
В настоящее время часть территории городища разрушена хозяйственными и строительными работами. На центральных развалинах (шахристане) начиная с XVII в. производились захоронения, в восточной части располагаются обширные современные кладбища, на других участках возведены хозяйственные и жилые постройки, проложены дороги, сооружены стоянки для автотранспорта.
Главные причины священности города для казахского народа: во-первых, за свою историю около 2 тысяч лет город являлся столицей канлы, Кипчакского ханства (XI-XII вв.), Белой Орды (XIII-XIV вв.), Абулхаирского ханства (XV в.), Казахского ханства (XVI в.); во-вторых, возрождение жизни, несмотря ни на какие нашествия. Символ торговогопроцветания, крепких экономических отношений между государствами, надежной политической системы, стойкости и национальной идентичности.
Источник: ruh.kz