ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРАНШ
«Выход на казахском языке 100 лучших учебников мира даст эффект уже через 5–6 лет. Нужно брать все самое современное и иметь переводы на государственный казахский язык».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Президентская идея духовной модернизации сознания – вопрос, во многом определяющий дальнейшее развитие Казахстана. Новому поколению нужны ответы на вопрос, кто мы, где находимся и куда идем. Нужны ответы на вопросы о нашей идентификации, о наших ценностях, нашем нравственном коде. Эти темы не абстрактны, это не «пустая философия», как думают некоторые: они тесно связаны с формированием новых смыслов и образов будущего. Да, мы должны, по меньшей мере, понимать то будущее, которое сегодня созидаем. Будущее без коррупции и «агашизма», будущее без безликого следования и подражания чужим ценностям... Свое уникальное будущее, особенное и свободное от всего того, что нам сегодня мешает в развитии. С этой точки зрения модернизация общественного сознания – не какой-то надуманный абстрактный процесс. Это процесс совершенно конкретный, имеющий четкие ориентиры и принципы, и он должен происходить через обновление гуманитарного знания.
Что же это такое? Нурсултан Назарбаев пишет об этом очень простыми словами: «Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно». Он подчеркивает: чтобы выжить в современном глобальном мире и не остаться в нем на вечных вторых ролях, необходимо постоянно изменяться. Адаптация к новым условиям, совершенствование и развитие – это процесс постоянного изменения. А для того чтобы эта культура постоянного изменения и совершенствования (та самая, которая принесла успех Японии, Сингапуру, Южной Корее и многим другим государствам) была воспринята нашим обществом, нужен качественно новый уровень подготовки специалистов. Они не просто должны иметь знания – они, как пишет Нурсултан Назарбаев, должны уметь их постоянно обновлять и совершенствовать. Специалисты, профессионалы XXI века должны быть адаптированы к глобальной конкуренции.
Этой задаче служит проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке». В нем Глава государства ставит две задачи. Первая – это перевод на казахский язык ста лучших учебников мира по всем направлениям гуманитарного знания, вторая – восстановление кафедр гуманитарных наук во всех высших учебных заведениях страны, через которые, собственно, современные гуманитарные знания и будут продвигаться.
Потребность в современных учебниках на казахском языке объясняется быстрым ростом присутствия государственного языка в сфере образования и науки. В Казахстане стабильно расширяется доля студентов, обучающихся на казахском языке – на сегодня их более 60% в вузах страны. Параллельно лучшие учебники будут переводиться и на русский язык. Во всех вузах как на казахском, так и на русском языках обучения произойдет полная модернизация учебного материала. Вузы ждет переход к современным, самым эффективным в мире программам гуманитарных направлений.
И здесь главный вопрос заключается в том, какие нам нужны учебники. Речь должна идти не просто о прогрессивных, но и о практически наиболее полезных работах лучших мировых авторов. О тех учебных курсах, которые читают лучшие профессора в ведущих университетах – в Оксфорде, Йелле, Гарварде, Сорбонне. Казахстанским студентам необходимы такие знания, которые позволят не только решать какие-то технологические задачи, но и правильно строить деловое и культурное взаимодействие, вести коммуникации, планировать и осуществлять работу команды в любой самой сложной ситуации.
Проект по переводу и внедрению ста лучших учебников нужен не только студентам. Он призван существенно продвинуть вперед всю казахстанскую академическую науку. Современные работы по философии, социологии, психологии и другим гуманитарным дисциплинам, как и восстановление кафедр гуманитарного профиля, по замыслу, привлекут сотни специалистов в сферу образования и исследований. Высшей школе нужны самые лучшие преподаватели, ученые-практики, способные эффективно обучать гуманитарным дисциплинам. Особенно важно развитие гуманитарных кафедр в технических вузах, где в свое время додумались совсем отказаться от них, что называется, «за ненадобностью». Как показало время, это был абсолютно недальновидный и однобокий подход. Как подчеркнул Президент в своей программной статье, Казахстану для эффективного развития нужно не только обучить высококлассных специалистов, но и воспитать в них гармоничную личность. Важно вырастить людей, «...хорошо понимающих современность и будущее, открытых всему новому и готовых к переменам, способных эффективно учиться и перенимать передовой опыт».
Значимой составляющей гуманитарного образования является и его социально-нравственная миссия. Необходимо развитие культуры современного гражданского общества, продвижение идеологии отказа от насилия, формирование иммунитета к чуждым для Казахстана ценностям и идеологиям. Для этого нам нужно не просто расширять гуманитарный аспект в образовании, но и вводить в учебный процесс новые курсы – такие, где изучаются принципы эффективной коммуникации, формируются навыки аналитического и критического мышления. Интеллектуальная самодостаточность личности, законченность и цельность ее мировоззрения, культура донесения и отстаивания своей точки зрения, принципы самоуправления местных сообществ и многое другое – сфера современного гуманитарного знания содержит огромный пласт важных знаний, абсолютно необходимых современному молодому поколению казахстанцев.
Предстоит, безусловно, очень сложная работа. Но без нее задачи духовной и ментальной модернизации общественного сознания могут оказаться невыполнимыми. Новому поколению казахстанской интеллектуальной элиты – тем, кому предстоит выводить страну в число лидеров – необходимо современное видение общественной, политической и культурной жизни во всех ее аспектах. Наряду с техническими знаниями, наряду с абстрактными точными науками, без которых нет инноваций и новых технологий, нашей будущей новой элите необходима цельная картина современного мира. Нужен комплекс знаний и представлений, позволяющих понимать глубинную суть всех происходящих в общественной жизни процессов – как на политическом, так и на социальном, религиозном, этническом, региональном уровне. Без этой цельной системы гуманитарных знаний у нас нет и не будет единого национального кода. Без нового гуманитарного знания у нас не будет той объединяющей общество казахстанской идеи, которая способна сплотить людей вокруг общих ценностей нашей уникальной культуры и нашего пути развития.
Фото из открытых источников.