ГОРИЗОНТЫ ДУХОВНОГО РОСТА
«…Модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом. Это касается и такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Главой государством поставлена задача опережающей модернизации общественного сознания, которая не просто закономерна и логически дополняет политическую и экономическую модернизацию, но и выступает их ментальной основой. В основе этой задачи лежат глубокие объективные закономерности развития государства и общества: без модернизации общественного сознания невозможно обеспечить кадровую составляющую для Третьей модернизации, нельзя создать эффективную общественно-политическую среду для осуществления масштабного экономического и социального прорыва.
Мы живем в XXI веке, в эпоху социальных сетей, общаемся и дружим в своем аккаунте с жителями десятка стран (а у многих – и больше). Нанотехнологии, гаджеты, потоки информации огромные... И со всем этим современным ритмом в нашем сознании, в менталитете по инерции, по привычке соседствуют какие-то атрибуты древней старины. Рудименты, никчемные и бесполезные.
Задуматься о том, что такое модернизация сознания, и для чего она нам, подчас приходится при виде повседневных привычных вещей. Например, некоторые на своих автомобилях пишут название рода: Албан, Керей, Аргын, Найман... Это часто можно заметить в транспортном потоке. Конечно, хорошо, когда человек знает и свято хранит традиции предков, когда он помнит и передает своим потомкам историю собственного рода до седьмого поколения. Это – наша история, наши корни. Другой вопрос, зачем это выпячивать. Зачем демонстрировать собственную принадлежность к тому или иному роду?
Такой менталитет человека как раз и отражает те рудименты, те приветы из прошлого, которые излишни в нашем современном обществе. Хотя, безусловно, помнить и знать свою историю нужно.
Президент Нурсултан Назарбаев недавно довольно точно про это сказал в контексте модернизации общественного сознания. Он отметил, что нам надо взять все лучшее из прошлого, сохранять традиции и обычаи, язык и культуру. Но при этом мы должны отказаться от всего лишнего, ненужного, от того, что мешает двигаться вперед, что безнадежно устарело.
В частности, трайбализм, все это деление на роды – это как раз и есть то наследие прошлого, которое мешает нам развиваться, становиться современным прогрессивным обществом.
Действительно, стоит задуматься, что это разделение дает нам сегодня? Какие дивиденды? Да, каждому необходимо знать свое происхождение, историю своих предков. Ведь это твоя личная история, это твои бабушки, дедушки, прадедушки... Но превращать всю эту генеалогию в свой личный ментальный код, с тем чтобы разделять все общество по принадлежности к тем или иным родам – что может быть глупее и бесполезнее?
Ладно, если бы это были просто наклейки на задних стеклах машин. Но ведь от этого деления во многом берет начало и коррупция, и различные «трения» на местах. Например, приходит новый руководитель, а ему говорят: ты не этого рода, не местного, так что смотри – не чувствуй себя хозяином, советуйся с нашими, местными... И начинается «местный колорит». Нельзя со средневековым сознанием жить в век нанотехнологий.
Необходимо отделять действительно достойные, полезные традиции от ненужных атрибутов прошлого. От таких лишних, мешающих движению вперед особенностей нашего менталитета надо избавляться. Мы ждем от государства, что оно вот, наконец, изменится, победит коррупцию, «агашизм». Что оно станет современным, прозрачным, не коррумпированным, профессиональным. Но начинать надо с себя. Каждому. Нужно меняться внутренне, оставляя в прошлом это архаичное «родоплеменное» мировоззрение. Пора выбросить в мусор эти привычки, все эти «земляческие» чинопочитания. Нам нужно избавляться от всего того, что разделяет нас и мешает делать жизнь лучше. Изменить отношение к этим вещам, для начала, следует в самом себе - это и есть модернизация сознания.
На пути реализации Третьей модернизации наш народ должен явить миру новый облик передовой нации, идущей в ногу с истинным прогрессом, справедливо гордящейся своими историческими истоками, культурными традициями, но не страдающей пороками ксенофобии. Это будет не «сомнительная идеология», а открытое мировоззрение, ставящее во главу угла современный прагматизм. Казахстан всегда был против революционных катаклизмов. Наш путь – это эволюционный переход от экономики к политике, продуманная стратегия поэтапных реформ. Такой подход обеспечил феноменальный успех трансформации казахстанского общества.
Жаксылык БАЛТАМЫРОВ, Жанакорганский район.
Фото из открытых источников.