ЗДЕСЬ ВИТАЮТ ДУХИ ПРЕДКОВ

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Сакральные места – это устойчивые носители и хранители исторической памяти народа. По мнению экспертов, генетическая память о культовых местах и сакральных территориях продолжает служить мотивацией к действиям даже тогда, когда эти участки земли преображаются в ходе урбанизации и промышленного освоения.
Большой комплекс памятников, относящихся к чирикрабатской культуре сакских племен низовьев Сырдарьи, расположен в зоне древних протоков средней Жанадарьи: это Бабишмуллинский, Чирикрабатский и Баландинский оазисы. Памятники чирикрабатской культуры, датирующиеся IV-II вв.. до н. э., представляют собой небольшие укрепленные поселения или крупные городища, окруженные большим количеством неукрепленных сельских поселений. Население было полуоседлым, но ирригационные сооружения в системе сельских бабишмуллинских поселений свидетельствуют о существенной роли земледелия в хозяйстве жителей, чему, видимо в немалой степени способствовали культурные связи с земледельцами среднеазиатских оазисов и прежде всего Хорезма.

Первоначально Чирик-Рабат, скорее всего, был укрепленным городом – убежищем местных племен, на территории которого располагались погребения вождей, вначале в виде земляных курганов, а позднее –
сырцовых мавзолеев. Внутренние обводы укреплений могли возникнуть несколько позже, когда на территории городища формировалось постоянное поселение.
Археологические работы на городище Чирик-Рабат позволили уточнить датировку памятника. По всей видимости, начало его существования относится к концу V в. до н. э. Во II в. до н. э. жители уходят отсюда и причиной запустения городища стало отмирание древнего русла Жанадарьи. Вторично городище было заселено в средние века, когда тут стояло небольшое укрепление, охранявшее торговый путь между оазисами Средней Азии и югом Казахстана.

В конце III – начале II вв.. до н. э. жители чирикрабатских городищ и поселений под давлением экологической ситуации вынуждены были покинуть рассматриваемый регион (Чирикрабатский, Бабишмуллинский, Баландинский оазис).
Этот процесс связан с изменением гидрографической сети сырдарьинской дельты. Вероятность такого объяснения подтверждается отсутствием в районе Жанадарьи памятников более позднего времени (до средневековья). В III в. до н. э. в западной части дельты Жанадарьи начинается кризис обводнения и ко
II в. до н. э., она полностью осушается. Северные протоки Сырдарьи – Ескидарьялык и Кувандарья (район к востоку от Жанадарьи) продолжали функционировать, и здесь развивалась Джетыасарская культура.
Познавая свою страну заново, изучая страницы истории, истоки традиций, невозможно оставаться равнодушным, быть сторонним наблюдателем. «Проникая» в глубь веков, человек неизменно становится частью целого, ощущает себя сыном своего народа. И это – лучший результат реализации задач, поставленных Главой государства.
Фото из открытых источников.