БАШНЯ БЕГИМ-АНА
Памятник зодчества, сохраненный примерно с X-XII веков, о нем сказаны слова: «Построен для дочери раньше, чем для отца». Башня Бегим-ана – символ честности и справедливости.
Красавица Бегим была дочерью знаменитого подвижника, батыра Карабуры. Увидевший ее единожды не мог оторвать глаз от нее. Немало джигитов просили руки прелестницы, но она стала супругой султана сельджукского государства Санжар-хана. Приняв трон после своего отца, он перенес столицу из города Хорасан в присырдарьинский Жанкент, превратил его в сильную державу. Он любил охотиться, устраивать пикники.
Как-то, собравшись на очередную охоту, Санжар-хан обнаружил, что забыл дома нож и отправил за ним раба, который в момент передачи ножа из рук Бегим, упал в обморок от ее красоты. Свое опоздание хану он объяснил тем, что «госпожа не отпускала руку, держа за запястье». Санжар в ярости отрубил Бегим правую руку и кисть, правую ноздрю и кинул ее в темницу. На следующий день подвижник Карабура снится измученной дочери: «Дитя, говори правду. Чистая или нечистая? Если чиста ты, Бог поможет, утешит рану, если нет – проклянет». Карабура снится и Санжару: «И ты был для меня ребенком. Если моя дочь обидела тебя, то пусть отвалятся ее левая рука, левая коса, левая ноздря, и останется она калекой! Если ты, не поверив ей, наказал зазря, то проглотит змея твой город».
На следующий день хан отправил слугу в темницу, и тот увидел Бегим невредимой. Хана охватил страх. С наступлением ночи с неба упала и взорвалась туча, полная змей, которые не оставили никого живыми. Жанкент по вине жестокого хана вмиг исчез с лица земли, а красавица Бегим с помощью отца построила башню, и, заявив: «Отныне я не увижу мужчин», остальную часть жизни провела взаперти.
Десять веков прошло со времени событий в этой легенде, но она до сих пор сохраняется в памяти, из поколения в поколение передается как назидание, как символ чистоты духа и помыслов. Народ приходит к башне Бегим-ана, как к святому месту.
Башенные памятники на просторах Средней Азии сформированы в среде кочевников для установления антропоморфных стел - надгробных камней на могилах умерших. Иногда заканчивается посадкой дерева (как осуществление идеи – дерево всемирной жизни). Древняя традиция Х-ХІ вв. напрямую повлияла на появление мавзолеев, которые иначе называются «мунаралы». В результате строительства крепостных сооружений, памятников и башенных мавзолеев в начале І тысячелетия до н. э. в нижнем течении Сырдарьи (пять комплексов Тугескен ІХ-VІІ вв. до н. э.) и в конце (Дингек, Домбауыл, Козы Корпеш-Баян сулу) появились такие прекрасные уникальные монументальные сооружения, как Аксак-кыз, Бегим-ана, Сараман-Коса.
Башня Бегим-ана сооружена не только как мотив легенды, она является одним из памятников зодчества, передающим историю.
Источник: портал ruh.kz