ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ В ПУСТЫНЕ
«У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
В различных средневековых письменных источниках (X в. н.э.) упоминается Джанкент – «новый город» огузов: Янгикент – тюркское название; по-арабски Ал-Карьят ал-хадиса, ал-Мадина ал-джадида; по – персидски Дих–и-нау. Исследователи, прежде всего, обратили внимание на то, что некоторые средневековые авторы называют Джанкент огузским городом и столицей огузского государства, где зимой жил «царь огузов» (Ибн Русте, Ал Масуди, Ибн Хаукал), т.е. они свидетельствуют об оседлой жизни у огузов. В рамках этой проблемы В.В.Бартольд выдвинул идею о том, что часть огузов оседала в городах, основанных культурными пришельцами.
Первое археологическое исследование городища Джанкент провел П. Лерх в 1867 г. Он организовал небольшие раскопки на развалинах за пределами городища, в результате которых были получены позднесредневековые материалы (XIV-XV вв..).
В 1946 г. «болотные» городища посетила летная группа Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. В ходе этой экспедиции была проведена аэрофотосъемка памятников и собран подъемный материал, который позволил говорить С. П. Толстову о том, что «болотные» городища непрерывно существовали с античного времени (с начала нашей эры) до X – XI вв.. Также исследователь выдвинул несколько предположений, связанных с проблемой перехода огузов к оседлой жизни:
1) «огузские» города нижней Сырдарьи основаны местным населением;
2) огузы этой области являются потомками древнего местного населения, вместе с тем в их этногенезе участвовал пришлый с востока элемент;
3) протоогузское и огузское население нижней Сырдарьи не было действительно кочевым, а скорее полуоседлым;
4) этническим индикатором огузов можно считать грубую керамику с пышным растительно-геометрическим орнаментом, художественный стиль которого имеет корни в степях Монголии и Приалтайских областей на изделиях из металла, кости, тканей.
Планомерное археологическое исследование памятника началось в 2005 г. совместной российско-казахской экспедицией (Институт этнологии и антропологи РАН, Кызылординский государственный университет им. Коркыта ата, Институт археологии Республики Казахстан).
Третий памятник, относящийся к культуре «болотных городищ» – городище Жанкент. Памятник расположен в 1,5 км южнее от аула Уркендеу в Казалинском районе Кызылординской области. Квадратное в плане городище «Т» образной формы, площадью примерно 16 га, ориентировано по сторонам света с небольшим отклонением на северо-запад. На памятнике хорошо сохранилась фортификация в восточной части – внешние восточные оборонительные стены с выступающими полукруглыми башнями построены из пахсовых блоков. В западной части городища крепостные стены сохранились в основном в оплывшем виде. Размеры памятника 415х230 м. (в восточной части – 320 м.). Вдоль оборонительных стен на расстоянии друг от друга в 25-40 м. видны остатки фланкирующих башен. В центре восточной обводной стены расположены главные ворота городища, об этом свидетельствуют сложные предвратные конструкции с мощными башнями. Предположительно на противоположной западной стене находятся вторые въездные ворота, так как главная улица городища, протянутая с востока на запад, начинается от ворот и разделяет город на две равные части. Цитадель городища в плане квадратная, размером 120х120 м., занимает всю северо-восточную часть памятника и возвышается над окружающей поверхностью почти на 7,5-8 м., самая высокая точка стены цитадели составляет 14 м.
Самой защищенной частью городища является ее цитадель. Окруженная высокими крепостными стенами по углам она усилена мощными башнями, вдоль каждой стены также укреплена тремя выносными башнями. Вероятнее всего, въездные ворота в цитадель находились в центре южной стены, визуально на месте ворот цитадели наблюдается большой бугор, диаметром 14-15 м. высотой около 1 м. Ворота находились между двумя фланкирующими башнями.
Основные работы по изучению этого городища велись на двух объектах: 1) жилой комплекс в северо-восточной части памятника; 2) фортификация (стык крепостной стены и стены цитадели).
Полученный материал свидетельствует о синтезе традиций южной городской культуры и традиций кочевников – огузов.
Традиции южной городской культуры Центральной Азии прослеживаются, прежде всего, в регулярной застройке города и принципах домостроительства: строительный материал (сырцовый кирпич) и строительная техника, планировка жилых домов, основные принципы организации внутреннего пространства (суфа вдоль стен, центральный очаг).
С другой стороны, в декоре стен и суф, оформлении очага, в вещевом и керамическом материале мы видим также влияние скотоводческих культур. Причем элементы этих культур уже органично вписаны в пространство города.
Фото из открытых источников.