САМЫЙ БОГАТЫЙ ЖАНР В КАЗАХСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
«Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Вместе с обществом развивается, шагая в ногу со временем, айтыс акынов – один из древнейших видов искусства, берущий начало в незапамятные времена. Это искусство является золотым истоком духовных ценностей, которое способствует обновлению и улучшению человеческого духа.
Корни айтыса уходят в древность, в обрядовые, свадебные песни, в хоровые исполнения, в словопрения между джигитами и девушками, во всевозможные увеселения. Айтыс постепенно совершенствовался, развивался. Тексты многих больших и малых поэтических состязаний передавались из уст в уста. Практически каждый род имел своего акына, который прославлял его выдающихся представителей – батыров, биев, балуанов …. Во время песенного состязания акыны, без предварительной подготовки сочиняли стихи, поочередно вели словесные поэтические состязания, соревнуясь в знаниях, мудрости, остроумии и находчивости. Они должны были хорошо знать историю, генеалогию, обычаи и обряды казахского народа.
Айтысы, сходные с казахским, бытуют и у других народов. Поэтические состязания-мугаллакаты были популярными еще у средневековых арабов. Текст записывался и вывешивался на базаре, и любой желающий мог ответить таким же образом. У карачаевцев айтыс известен под названием «ийнар» или «сумеликжырла», у туркменов – «айтышыгы», у татар – «эй-тегиу», у алтайцев –
«согюги-кожондор». Но особенно успешно традиции айтыса развивались в Казахстане. Низовья Сырдарьи стали родиной таких выдающихся акынов, как кармакшинцы Омар Шораяков, Турмагамбет Изтлеуов, Кошеней Рустембеков, мать поэта Абдильды Тажибаева Айманкуль Тажибаева, создатель собственной школы Нартай Бекежанов, гордость жанакорганцев – Манап Кокенов.
Тексты айтысов акынов конца XVIII и XIX веков собраны и сгруппированы в первом и втором томах многотомника «Казахская народная литература», изданного Институтом литературы и искусства имени М.О. Ауэзова Академии наук Казахской ССР. Здесь же даны краткие пояснения к ним. В ранее изданном в 1965-1966 годах трехтомнике под названием «Айтыс», также опубликованы лучшие образцы этого богатого наследия народа.
В своей научной статье «Стихи айтыса» М.Ауэзов высказывает такое мнение: «В действительности самый богатый жанр в казахском фольклоре – айтыс…». Сегодня айтысы собирают полные залы зрителей, транслируются по телевидению. Не становится меньше и желающих блеснуть на сцене остроумием, смекалкой. И это искусство не только сохранилось, но и вышло на новый уровень своего развития.