ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КОДА
«…Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. Здесь есть два момента. Во-первых, это изменение в рамках национального сознания. Во-вторых, это сохранение внутреннего ядра национального «Я» при изменении некоторых его черт».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Задуматься о своем национальном коде, об основах нашего самосознания призывает Президент в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». «На первый план в XXI веке выходит развитие национального самосознания народа». «Когда весь мир волнуют вопросы самоидентификации, мы должны сохранить свой национальный код. Нам необходимо расширить границы национального самосознания, при этом сохраняя главное, лучшее в нашем национальном менталитете», – пишет Нурсултан Назарбаев.
Модернизация, как и глобализация и интернационализация сфер человеческой деятельности, существовала во все времена. Другое дело, что наступали времена распада и исчезновения цивилизаций. Цивилизации, культуры и города имеют свойство, разрушаясь, инкорпорироваться в пространство меняющегося мира. И здесь непременным образом происходит, как сказал Президент, «изменение в рамках национального самосознания», которое подразумевает «сохранение внутреннего ядра национального «Я» при изменении некоторых его черт». Груз исторического прошлого не всегда работает на прогресс и движение вперед. Особенно в вопросе национальной идентичности и формирования гражданского общества. Регионализм, зацикливание на кровнородственных связях, верховенство локальных привычек и пристрастий – удел обществ, обреченных на разлад и закат. Система культурных традиций и ценностей подразумевает гораздо более широкий спектр представлений и действий, направленных на прорыв сквозь дисбаланс противоборствующих элементов прошлого. Истина состоит в том, что национальная идентичность есть средство самосохранения и осознания своего исторического места в условиях уже изменившейся среды.
В современном Казахстане вместе, одной семьей живут представители более ста этносов. Причем это не какая-то искусственная «солянка», как например, в США или некоторых других странах. Эта общность историческая. У всех этносов, живущих в Казахстане, есть длительная общая история, которая на протяжении веков и десятилетий постепенно формировала особый общий менталитет. Общая история влияла на формирование национального духа народа и в конечном итоге – того общественного сознания, которое присуще нам сейчас. А цементирующим началом, ядром этого духовного единения служат общая социальная память, сопричастность всех этносов судьбе своей страны, ее развитию.
Некоторые сторонние наблюдатели, например, отдельные западные авторы, говоря о феномене казахстанского единства, называют наше полиэтничное общество неким искусственным конгломератом разных народов, который, мол, формировался под воздействием спонтанных политических факторов. На самом деле это не самая объективная точка зрения. Да, случайных факторов в нашей истории было много, с философской точки зрения история это вообще цепь случайностей. Но нужно отметить, что у нашей современной идентичности очень давние корни. Они не очерчены только историей сурового и довольно жестокого XX века. Формирование современного полиэтничного общества Казахстана началось еще в XVIII веке с активным переселением на его территорию русских, украинцев, уйгуров, дунган, татар, узбеков и представителей других национальностей. В период противостояния набегам джунгар власти Российской империи сделали многое для того чтобы помочь казахским ханам оградить и защитить внешние границы – тогда на помощь ханам сюда были выдвинуты огромные количества казаков из Сибири, Поволжья и регионов современной Украины. Уже тогда началось активное взаимодействие между переселенцами, строившими осёдлые поселения, и казахами-кочевниками. И уже к началу XX века можно было говорить об активном взаимном проникновении культур. Один из путешественников того времени, побывав в Семиречье, писал, что местные казаки совсем не похожи на тех, которые живут в Центральной России – они многое взяли от местных кочевников, включая непривычные для россиян традиции гостеприимства.
В ХХ веке этот процесс продолжился: уже во времена СССР для освоения пустующих земель в Казахстан было переселено 1 млн. 150 тыс. человек из России, Украины и Беларуси.
Все эти процессы не были простыми, но они постепенно формировали тот общественный и социальный код, с которым казахстанское общество вступило в XXI век. Это было взаимное проникновение культур. Казахстанская идентичность формировалась на основе традиционного мировоззрения жителей Степи, чьими исконными ценностями были доброта и щедрость, гостеприимство и взаимопомощь, любовь к детям и уважение к старшим. Эти ценности передавались и людям других этносов, которые жили на одной земле с казахским народом.
Общая история становления современного Казахстана, которую разделили представители более ста этносов и множества вероисповеданий, стала в итоге главным фактором формирования нашего национального кода. Она несет в себе глубинные истоки народной мудрости, принципы общественной дипломатии и основные традиции кочевой степной цивилизации. Современная национальная идентичность казахстанцев во многом основана именно на сформировавшихся в XX веке традициях, которые базируются на этих глубинных ценностях нашего мультиконфессионального и полиэтничного общества.
Фото из открытых источников.