…И ВЗМЕТНЕТСЯ ПЫЛЬ ИЗ-ПОД КОПЫТ
Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
У казахского народа много национальных игр. Самыми зрелищными и увлекательными, пользующимися большой популярностью и в наши дни, остаются конные состязания — көкпар, байга.
Характер их был связан с условиями кочевой жизни казахов, требовавшими постоянной готовности к действиям, храбрости, силы и ловкости, необходимых кочевнику. Одной из самых популярных конных игр у народов Казахстана и Средней Азии остается көкпар-көкбөрі, что в переводе означает «серый волк». Для кочевников злейшими врагами были волки, так как они могли наносить большой ущерб. Убить волка считалось большой удачей. Голову хищника преподносили главе рода, а тушу – на растерзание собравшимся людям. Со временем это превратилось в игру, а волка стали заменять тушей козла или барана. В кокпаре участвуют джигиты одного или нескольких аулов. Борьба верхом на лошадях за тушу козла могла продолжаться с обеда до вечера. Нелегко приходилось в игре всадникам, потому что туша козла (без головы) весила 30-40 и даже 50-60 кг. Обычно за нее сражалось до тысячи человек. Аул, у которого в итоге состязания оказывалась добыча, считался победителем. Джигиты с «боевым трофеем» затем с гордостью ездили по дворам, принимая поздравления и подарки от сельчан.
— Көкпар – развлечение не для слабых духом мужчин, — говорит Изатулла аксакал из Жанакорганского района. — К нему джигиты готовились заранее, зная, что это состязание на силу, ловкость, выносливость и умение держаться в седле. Необходимо уметь одновременно держать под контролем эмоции, управлять лошадью и следить за соперниками. Физическая сила — один из важных ее компонентов. Игра закаляет характер мужчины, воспитывая в нем воина, готового защитить свою Родину.
Көкпар был любимой игрой кочевников еще во времена Чингисхана. Никто не видел в этой игре дикости или жестокости. Более того, считалось, что мясо козла, используемого в кокпаре, обладает целебными свойствами. Приготовленные из него блюда помогали избавиться людям от различных болезней.
Никакой праздник не обходился без состязания наездников – байга. Аламан байга – скачки на длинные и сверхдлинные дистанции (25,50,100 км). Это испытание, главным образом, не для наездников, а для лошадей. Исторически это основано на необходимости казахов готовить лошадей к длинным переходам во время перекочевки, отбора самых выносливых и сильных скакунов для улучшения породы. Состязания проводятся в степи по прямой, изобилующей естественными преградами, без ограничения количества лошадей, их породы. По мере приближения наездников к финишу выкрикиваются родовые кличи (ұран), по которым зритель узнавал победителей скачки. Иногда во время таких соревнований некоторые лошади, не выдержав нагрузки, погибали, не дойдя до финиша, или падали от усталости. Часто наездники перед скачками для защиты своих скакунов от сглаза заплетали им хвост и гриву в косы и вплетали в нее перья филина или амулеты от сглаза, или старались никому не показывать скакуна.
Байга проводилась на всех праздниках и была доступной для всех. Она проходила на ровной местности по прямой, с поворотом или по замкнутому кругу. Дистанции от 1,2 до 2 км. для лошадей не моложе трех лет, от 2,4 до 4,8 км. для лошадей до четырех лет, от 5 до 8 км. для лошадей в возрасте до пяти лет и старше.