БАЮ-БАЮ, МОЙ МАЛЫШ, В КОЛЫБЕЛЬКУ ТЫ ЛОЖИСЬ
«Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
У многих сейчас на слуху колыбельные песни, которые поют известные казахстанские исполнители Каракат Абильдина, Мейрамбек Беспаев, Алтынай
Жорабаева... Но в народе есть немало колыбельных песен, которые пели наши прабабушки, многие из них сейчас забыты.
Время быстро летит, молодым родителям самим бы добраться до постели и выспаться, чтобы назавтра завертеться в колесе жизни. Но как говорит
руководитель общественного объединения женщин Сырдарьинского района Улмекен Жаналиева, наши бабушки испокон веков непременно перед сном пели колыбельные детям, внукам. В каждом доме была своя колыбельная песня, специальный ритуал перед сном. Это все передавалось из поколения в поколение.
Улмекен апа по совместительству руководит школой бабушек, которая собрала под свой шанырак не только бабушек, но и молодых снох. Здесь девушек бабушки учат премудростям жизни. И главный акцент в своей деятельности школа делает именно на сохранении традиций и обычаев казахского народа.
Улмекен апа считает, что каждая мама и бабушка должны наизусть знать колыбельные песни. Поэтому не только в районном центре, но и в аулах устраиваются конкурсы среди женщин на лучшее исполнение колыбельной. К примеру, стало традицией проводить конкурсы среди ансамблей бабушек, при этом в репертуаре исполнительниц непременно должна быть колыбельная. Отмечу, что моя собеседница собрала много колыбельных песен (и старых, и новых), выпустила брошюру, которая быстро разошлась. И наверняка во многих домах сырдарьинцев по вечерам звучат слова и мотив древних подзабытых колыбельных песен.
- Колыбельная песня - это особые эмоциональные отношения между мамой и малышом. Ведь мама, убаюкивая ребенка, оставляет далеко от его колыбели все накопившиеся за день тревоги и волнения, передает ему свои тепло и нежность, - говорит наставница школы бабушек Анар Избасарова. - Ведь не зря говорится в стихах Расула Гамзатова «Песня матери - главная песня в мире, начало всех человеческих песен». На Востоке о плохом человеке говорят: «Ему мать не пела колыбельных песен». Во время исполнения колыбельной ребенку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее... С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах. Колыбельные песни - это заговоры-обереги, а также универсальное снотворное средство. Поэтому считаю, что молодых мам свекрови обязательно должны учить петь колыбельные малышам. И эта традиция должна передаваться из поколения в поколение.
В школе бабушек молодых учат не только убаюкивать малышей перед сном, но и рассказывать более старшим детям сказки.
- Скажете, что сказки своим детям рассказывали не только казахи, и будете правы, - говорит Улмекен апа. - Но ведь именно из казахских сказок, фольклора дети должны черпать знания о своей истории. Дети сейчас быстрее вспомнят Губку Боба, Трансформеров, Человека-паука, чем Ертостика или смешного безбородого обманщика Алдара-косе. А ведь все сказки поучительные, благодаря им дети учатся различать добро и зло, быть милосердными и отзывчивыми, помогать старшим и младшим. Сейчас наши бабушки собирают по аулам старый казахский фольклор. Если наберется приличный багаж материала, планируем выпустить книжку.