КАЗАХСКИЕ ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН
Нурсултан Назарбаев.
Глава государства Нурсултан Назарбаев в программе «Рухани жаңғыру» призывает возрождать казахские национальные приметы. Само слово примета наталкивает на мысль, что она минимально должна состоять из двух частей: первой - что или когда примечается и второй - ради чего примечается. Эти обязательные части можно обозначить, как две исходные ситуации, благодаря соединению и взаимодействию которых образуется большое разнообразие как семантико-синтаксических структур, так и их конкретных реализаций.
Поверье — это суеверное предание, в которое можно верить или не верить, однако это пример народной жизни, рожденный опытом и традициями. Женщине, ожидающей рождения ребенка, не рекомендуется перешагивать через натянутые веревки: согласно поверью во время родов шею ее ребенка может опутать пуповина, и он задохнется.
Беременным нельзя держать в руках пилу, ножницы (острые предметы). По поверью у них могут наступить преждевременные роды. Женщинам в положении не советуют есть кроличье мясо, так как они «могут родить детей с недостатками (заячья губа)». Беременным не рекомендуют дегустировать и верблюжье мясо, поскольку «роды могут затянуться, а мать ребенка будет носить его в утробе до 12 месяцев». Если и через указанный срок женщина не разродится, то шею верблюда (бура) обвязывают белой материей, и беременной следует перешагнуть через верблюда. Чтобы не случилось выкидыша, подол одежды беременной женщины подгибают. Перед лежащей в предродовых схватках женщиной открывают крышки всех сундуков, содержимое которых будет принадлежать только ей. По поверью, тогда и роды пройдут без осложнений и безболезненно.
Недавно родившей женщине не советуют прогонять забежавших в юрту или в дом собак — у новоявленной мамы могут выпасть зубы. Опухающую грудь у кормящих матерей или вымя у домашних дойных животных, по поверью, рекомендуют оглаживать рукавицами, которые использовались при обмывании покойника.
Большой грех — устраивать стирку в святой для мусульман день — пятницу. Нельзя заниматься стиркой и во время религиозных праздников (айт, курбан-айт и др.) — это считается осквернением святых дней. Воду после стирки выливают обычно в том месте, где не ходят люди. Наступить на такую воду — значит принести домой беду, ибо «все плохое уходит с грязной водой».
По поверью, пришедшую в гости девушку следует усадить на почетное место, где обычно сидят пожилые и почитаемые люди, иначе «на голову хозяина этого дома обрушатся несчастья». Женщине нельзя переходить или перебегать дорогу перед пешими либо едущими верхом мужчинами и взрослыми — для нее это может обернуться несчастьем.
Существует поверье: если жена уберет и сложит поленья в высоту, равную трем шагам, — муж ее уйдет к другой женщине. Женщине не рекомендуется бросать свои остриженные или выпадающие волосы в огонь. По поверью, после ее смерти на том свете Бог может спросить: «Где волосы, данные мною?» Поэтому женщины такие волосы закапывают там, где обычно не ходят люди. Нельзя наступать ногами и на остриженные ногти. Их также закапывают.
Женщинам не рекомендуется ходить ночью за водой, поскольку они могут испугаться чего-либо и впоследствии захворать. В ночное время суток женщине не следует развешивать выстиранное белье — можно испугаться чего-нибудь и стать душевнобольной. Стоять подбоченившись (держа руки на поясе) — плохая примета: в такой позе обычно плачут и причитают по своим покойным мужьям вдовы. Плохая примета: ходить с распущенными волосами — так ведут себя женщины, которых постигло большое горе (обычно вдовы). Зайдя к кому-нибудь домой в гости и застав хозяев за работой, надо помочь, — иначе сын твой станет горбатым.
По поверью, недоношенного ребенка укладывали на некоторое время в тымак (казахская шапка-ушанка), затем, отнеся младенца в колыбель, подвешивали указанный головной убор над его изголовьем на столько дней, насколько он был недоношен в утробе матери.
Женщине, которая долгое время не может забеременеть, рекомендуется выбрать в многодетной семье одежду, которую надевали на одного из детей с отсчетом до сорока дней со дня его рождения. По поверью, через некоторое время такая женщина родит. Супругам, у которых долгое время не рождаются дети, по поверью, рекомендуют надеть на шею обрывки привязей для мелкой скотины и молить Аллаха о ниспослании ребенка. При постоянных выкидышах (или если, не доживая до года, дети все время умирают) — родственники или друзья указанной семьи, по поверью, должны как бы понарошку «купить» у этой вновь забеременевшей женщины еще не родившегося ребенка. При усыновлении детей входящему в семью мальчику вручают косточку с асыком, девочке — берцовую кость. Затем устраивают пиршество и созывают гостей, которые одновременно становятся свидетелями этого торжественного события.
Не бей детей веником — от этого их может настигнуть беда. Бить детей поварешкой — лишить их достатка в дальнейшем. Всегда первым здоровайся со взрослыми. Пришедшим в твой дом гостям надо уступать самое почетное место. Хорошим примером для ребенка будет совет — почистить пришедшим гостям обувь, а перед их уходом подать ее им. Неприлично говорить в адрес девочек грубые слова. Девочкам и мальчикам нельзя пинать друг друга — это показатель невоспитанности. Детей, переходящих или перебегающих дорогу старшим, вмешивающихся в разговоры взрослых, считают невоспитанными. По древнему поверью: если дед попьет воду из ладоней своего правнука, — такой старец после своей смерти обязательно попадет в рай.
Статья из книги д.п.н., профессора А. Калыбековой «Народная мудрость казахов о воспитании», Алматы, 2011 г.
Источник: портал e-history.kz